Лучший педагог года

Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями

Анна Танченко
Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями

Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями.

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Публикация «Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями» размещена в разделах

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

На современном этапе проблема ознакомления детей с русской народной культурой весьма актуальна. Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность народных праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

Масленица.

В старину люди думали, что если зиму не проводить, а весну не встретить, то весна-красна мимо пройдет. Длился праздник семь дней с понедельника по воскресенье. Увеселения масленицы состояли из зажигания костров, катания на санях, лошадях, кулачных боев, а так же обильных угощений блинами. На Масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках. Катались не просто ради удовольствия, так обычай велел. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше поднимутся на полях посевы.

В воскресенье устраивались проводы масленицы с сжиганием чучела, которое в четверг, накануне, ребятишки помогали делать из соломы. Пепел чучела обязательно развеивали над полями где была посеяна озимая рожь, чтобы был хороший урожай.

В течении масленичной недели все внимание уделяется такому атрибуту праздника как блинчик. Мы его лепим, рисуем и украшаем с помощью аппликации. А так же не забываем разучить закличку.

Как итоговое мероприятие на масленичную неделю можно организовать с детьми квест-игру. Проводится она на улице. Каждый пункт обозначен табличкой с названием ( 7 дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомки, Перелом, Тёщины вечорки, Семейная и Прощание)

Ведущие на «станциях» в костюмах скоморохов и красных девиц готовят для групп различные задания. Такими могут быть игры «Кто дальше бросит валенок», «Передай горячий блинок», «Перетягивание каната» задание выучить закличку, отгадать загадки о блинах, солнышке, весне и т. д. За прохождение заданий дети получают «солнечный лучик», который позже прикрепят к солнышку. После прохождения всех станций, группы собираются на общей площадке возле чучела, танцуют, поют и играют в хороводные игры под руководством ведущих –скоморохов. Праздник заканчивается угощением блинами.

«Жаворонки»

В конце марта вновь закликали весну. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях или же дети насаживали птичек на палки или привязывали к ним нитку. Размахивая жаворонками, сбившись в кучу как в птичью стаю они громко кричали «Жаворонки прилетите, студёну зиму унесите, тепло, весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

Ну и нам, вместе с детьми, можно испечь ко Дню птиц жаворонков из соленого теста. Рецепт: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 5 ст. ложек подсолнечного масла, вода. Тщательно размешать сухие ингредиенты, влить туда масло и немного очень холодной воды. Тесто замешивается и может храниться в закрытой емкости до 1 недели. Для лепки жаворонка кусочек теста скатывается в жгутик и завязывается на узелок. Формуется головка с клювиком, глазки- зернышки черного перца. Хвостик формуется при помощи пластикового ножичка-стеки.

Пасха.

Пасха - тоже весенний праздник. Длится он, как и Масленица неделю. У него нет определенной даты, срок проведения каждый год высчитывается по лунному календарю, но приходится всегда на седьмой день недели-воскресенье. В детском саду можно поговорить о традициях в этот праздник. Например: - Как отмечают люди Пасху? Красят яйца, пекут куличи, делают пасху из творога. Всё это освящают в церкви и дарят друг другу в знак любви и дружбы.

А прежде чем съесть крашеное яйцо, с ним устраивали разные игры. Например, катали с горки- чье укатится дальше, тот выиграл и забирает себе все яйца. А еще клали яйцо в ложку и держа ее перед собой бегали наперегонки. В этот праздник принято было ходить в гости, устраивать гулянья, качаться на качелях.

Главный атрибут Пасхи, это крашеное яичко. Можно пригласить поучаствовать родителей вместе с детьми в мастер-классе по украшению пасхальных яиц в технике декупаж. В ходе мастер-класса сначала нужно познакомить родителей с этой необычной техникой.

Нам понадобятся сваренные вкрутую яйца, салфетки с рисунком и сырой яичный белок, кисточка. Работу начинаем с того, что делаем заготовку мотивов в лоскутной технике (обрываем рисунок по контуру). Далее прикладываем один из мотивов к яйцу, и аккуратно с помощью кисточки наносим на поверхность чуть взбитый белок от центра к краешкам. Стараемся не порвать салфетку, но избегая складочек. Затем даем изделию просохнуть. Далее родители совместно с детьми приступают к декупажу, воспитатели оказывают при необходимости помощь.

После окончания декорирования яиц, родители и дети показывают друг другу свои готовые изделия и фотографируются все вместе.

Воспитатель проводит рефлексию с родителями и детьми: интересуется об ощущениях, впечатлениях от проделанной работы и общения со своим ребенком и другими участниками мастер-класса.

Помимо мастер-класса, в пасхальную неделю можно предложить детям различные дидактические игры, например: «Составь узор для пасхального яичка», «Найди одинаковое яйцо». На занятиях по рисованию расписываем «яйца», на лепке украшаем заготовки с помощью пластилина.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками»Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фото отчет о знакомстве детей с православными праздниками в нашем ДОУ. В музыкальном зале.

Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас»Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас» Народные праздники – это часть духовного наследия народа. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Библиотека изображений:

Публикация Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Танченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Знакомство детей с весенними народными праздниками и традициями
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 22:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД