МААМ-картинки

Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста (2 фото)

Наталья Апанасова
Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста

«Значимость пения в дошкольном возрасте

«Образные приёмы для развития певческих навыков детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музы-кальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возмож-ность ее прочувствовать.

Публикация «Значимость пения в дошкольном возрасте, Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном разви-тии.

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображе-ние, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности. В любой деятельности необходимы сознательность и целена-правленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстника-ми и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углуб-ленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окру-жающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются пережива-ния ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно му-зыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н. А.)

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его лично-стных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активи-зируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое раз-витие детей.

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными про-цессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая му-зыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значе-ние, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообраще-ния, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехте-рев, И. Б. Павлов.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы пев-ческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению певческой установки, во-кальными и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой инто-нации, ансамблем). Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном воз-расте проанализировала А. Д. Войнова. Особенности развития музыкального слуха, мето-ды и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие самостоя-тельности, творчества в пении, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода исследованы Н. А. Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р. Т. Зинич, Т. В. Вол-чанская, А. И. Ходькова, М. Ю. Викат, М. А. Медведева).

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявле-ния активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных си-туаций (А. Катинене).

К пению можно относиться по-разному. Детей начинают учить пению с детского са-да. В школе музыке и ритмике тоже уделяется немаловажное значение, хотя ясно, что по-давляющее большинство детей, не будет после школы заниматься музыкой профессио-нально. И все- таки даже детям, не проявляющим склонности к музыке, пытаются привить основы музыкальной грамоты. Играют ли здесь роль представления о гармоничном разви-тии личности, или же элементарное музыкальное образование имеет практическое значе-ние в жизни? Размышляя над этим вопросом, необходимо взвесить все «за» и «против». В любом случае пение (рисование, танец, любой вид творческой работы) развивают ребенка, позволяют ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.

Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринуж-денному и выразительному пению. Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Для этого необходимо обучать простейшим певческим навыкам. Конечно, на пер-вых порах маленькие дети лишь подтягивают отдельные звуки, слоги, подражая пению взрослого, но постепенно их пение становится более самостоятельным, и к школьному возрасту (а часто и раньше) они способны правильно и стройно исполнять несложную ме-лодию, вовремя начинать и заканчивать ее, соблюдать указанный темп и его изменения, точно исполнять ритмический рисунок и динамические оттенки.

Все это общие, давно известные положения, которые необходимо знать каждому пе-дагогу. Но как сделать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он с удовольствием шел на занятия!

Для меня нет ничего неприятнее, чем сознание того, что детям скучно, неинтересно… И вот тогда на помощь приходит образное слово и игра, но главное образность. Любое, даже самое скучное, упражнение можно преподнести весело и интересно. Вот несколько образных приёмов, из практики моей работы, которые очень помогают заинтересовать ребят, донести до них нужную мне информацию в интересной форме:

«Воздушный шарик» - очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы. Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпус-кать воздух. Ну, а если одеть на шарик писчик, получится незаменимое пособие по изуче-нию техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубо-ко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи»-чтобы они не поднимались и потихоньку выпус-каем воздух…-«греем брошенного котенка в руках». Чем дольше будем дуть теплым воз-духом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я ста-раюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно.

«Бутерброд с маслом»- очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд». Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом воз-расте, но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.

«Стеклянные вазочки» - непросто объяснить порою и пение на стаккато. В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каж-дую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как ис-полнить этот приём.

Ну, и самый любимый детьми приём - «Поющий страус» - приём, неизменно вызы-вающий улыбку у детей! Поющий страус это не что иное, как вытянутая вверх рука, изображающая голову страуса. Сомкнутые четыре пальца вверху и большой внизу – клюв страуса, который очень любит петь вместе с детьми. Этот приём оказался очень действенным - и поэтому, как-то само собой получилось, что страус материализовался вот в такого импозантного итальянского певца – синьора Форте! (показ куклы)

Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста
Фото №1 Значимость пения в дошкольном возрасте

Конечно, петь с ним очень весело и интересно, что и требовалось! С помощью этого замечательного помощника я решаю много педагогических задач, которые воспринима-ются детьми очень легко и весело!

Таким образом, занятия проходят легко, весело и без напряжения со стороны детей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мне кажется, занимаясь с ребенком, важно помнить, что наиболее благоприят-ного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

1. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса». Москва, 1983

2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе». Мо-сква: Музыка, 1972

3. Макарова Е. С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обуче-ния». Москва, 1990

4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, 1984

5. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников». М. : Просвещение, 1994

6. Сергеева Б. Программа обучения по специальности «Пение». Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания». Санкт-Петербург, 2000

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

«Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста» Презентация:"Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста". Моторика - совокупность двигательных реакций (общая.

Библиотека изображений:

Публикация Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Апанасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значимость пения в дошкольном возрасте. Образные приёмы для развития певческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 00:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД