Получи документы

Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников

Трощенко Ирина
Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников

В последнее время финансовая грамотность относиться к значимой

компетенции современного человека, как умение читать, писать. при этом

финансовая грамотность является ведущей стороной в обеспечении

полноценной жизни личности, затрагивающая общественную и частную

жизнь человека.

Личности в течении всего жизненного цикла вынуждена решать

финансовые вопросы в области доходов и расходов. Что подводит к

Публикация «Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах

необходимости приобретать нужные личности знания и навыки финансово-

экономической области.

В связи с принятием стратегии (от 25 сентября 2017 по 2023гг) «О

повышении финансовой грамотности населения РФ». С целью финансового

образования граждан через создание основ финансового просвещения,

которое по мнению разработчиков стратегии предполагается, что проведение

просветительской работы по финансовой грамотности необходимо начинать

с дошкольного возраста. Так как дошкольники находятся на начальном этапе

жизненного цикла, где должны закладываться предпосылки к способностям

управлять финансами, как гарант материального благополучия[3].

При этом, Л. Н. Галкина отмечает: «Финансовая грамотность в данном

возрастном периоде должна прививаться через бережливость, деловитость,

рациональность поведения финансовых операций (по принципу «семь раз

отмерь, один раз отрежь», трудолюбивость, правильность ценностной

оценкой результатов труда, что будет способствовать формированию у

подрастающей личности правильного представления о финансовом мире,

принятию грамотного, взвешенного решения»[2].

А так как главной целью и результатом ФГОС ДО является

всестороннее развитие личности. То формирование финансовой грамотности

способствует приблизить дошкольников к реальной жизни, пробудить

экономическое мышление, приобретая качества, присущие полноценной

личности.

82

Поэтому необходимо проводить работу по формированию финансовой

грамотности в старшем дошкольном возрасте. И. Б. Бичева писала: «Старший

дошкольник постепенно включается в экономическую жизнь общества,

финансовые отношения (распределение и потребление материальных благ в

семье, в рамках проведения работы по финансовой грамотности у

дошкольников закладываются такие качества, как: трудолюбие,

бережливость, расчетливость, организованность, инициативность,

практичность, самостоятельность, деловитость, формируются умения

разумно соизмерять потребности с реальными возможностями» [1].

При этом вся воспитательно-образовательная направленность по

формированию финансовой грамотности у старших дошкольников должна

осуществляться с постепенным и дозированным погружением его в

современный мир финансово-экономических отношений общества, с

ограниченным перечнем базовых финансово-экономических понятий

посредством театральных постановок, игр, сказок, разбор различных

жизненных ситуационных задач. В условиях тесного взаимодействия

педагогов с родителями. Так как единство воспитания и обучения является

эффективным условием образовательной деятельности, неразделимые в

процессе формирования и развития личности ребенка. Поэтому на уровне

развития каждого ребенка необходимо в процессе формирования основ

финансовой грамотности реализовывать ряд воспитательно-образовательных

задач: знакомство дошкольников с финансовой сферой жизни; закладывание

ответственности и бережливого отношения к финансовым ресурсам;

знакомство с финансово-экономическими понятиями; формировать разумные

экономические потребности и умения рационально организовывать свою

трудовую деятельность; способствовать формированию позитивного

личностного развития дошкольника и социализации; воспитание

положительной мотивации к формированию финансовой культуры и

овладения финансовой грамотностью[4].

При этом Л. Н. Галкина указывала: «Воспитательно-образовательная

деятельность по реализации задач ранней финансовой грамотности

дошкольников должна осуществляться не только в форме

регламентированной образовательной и совместной образовательной

деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности

дошкольников в специально организованной развивающей предметно-

пространственной среде (РППС)»[2].

Которая, по мнению исследователя должна содержать предметы

отражающие все сферы экономики и разделяться на три зоны:

информационную (художественная литература экономического содержания);

деятельностно-игровую (наборы игр «Банк», «Биржа», «Рекламное агенство»,

«Аукцион» и др.); занимательно-экономическую (экономические

кроссворды, ребусы, лабиринты, задачи и др.)[2].

Анализ научно-методической литературы показал, что в процессе

формирование у дошкольников основ финансовой грамотности не мало

важное значение отводиться правильно подобранным средствам обучения,

83

которые нужно направлять на развитие деятельности дошкольников и

наличия обратной связи.

Т. Г. Ханова отмечала: «Вся работа в данном направлении должна

осуществляться с учетом ФГОС ДО как приоритетная часть и представлять

собой целостную систему»[4].

При этом педагогический процесс, спроектированный на базе единства

цели, содержания форм, методов образования и основанного на

установлении взаимодействия по типу «педагого-ребенок-родитель», при

наличии специально созданной РППС должен выступать как главное условие

успешного формирования экономических представлений у дошкольников.

Вместе с тем, реализация данного условия возможно в соответствии с

ФГОС ДО только при целенаправленной совместной деятельности взрослых

и детей в процессе освоения образовательных областей, режимных моментов,

самостоятельной деятельности посредством создания педагогами

мотивирующей РППС.

Это позволит дошкольникам освоить основы финансовой грамотности,

которая проявиться у дошкольников, как: интерес к познанию финансово-

экономическим явлениям окружающей действительности; уважительное

отношение к труду и бережного использование ресурсов; в

сформированности навыков эффективной коммуникации, сотрудничестве,

взаимопомощи, хозяйственности, деловитости, ответственности, развитию

социального и эмоционально-экономического интеллекта[4].

Таким образом, правильно организованная работа по формированию

финансовой грамотности у старших дошкольников должна осуществляться

систематически, целенаправленно, последовательно и в тесном

взаимодействии всех участников образовательного процесса. Это позволит

удовлетворить у дошкольников экономическую любознательность, устоять и

найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. Но при этом можно

отметить то, что в настоящее время необходимо формировать у

дошкольников финансово-экономическую грамотность, как потребность

общества, и недостаточно методической разработанности по формированию

основ финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной

образовательной организации.

Список использованных источников:

1. Бичева, И. Б., Степаненкова, А. В. Формирование элементарных

экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-

методическая проблема/И. Б. Бичева, А. В. Степаненко // Проблемы и

перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник

статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2

томах. Мининский университет. - 2019.- С. 26-29.

2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного

возраста: учебно-методическое пособие. /Л. Н. Галкина. -Челябинск: Изд-во

Челяб. гос. пед. ун-та. - 2015. - 89 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-

р. Об утверждении Стратегия повышения финансовой грамотности в

84

Российской Федерации на 2017-2013 годы [Электронный ресурс].URL

https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n-2039-

r/strategiia-povysheniia-finansovoigramotnosti-v/i/ (дата обращения 23.09.2022)

4. Ханова, Т. Г., Прокофьева, Н. М. Экономическое воспитание в

дошкольном возрасте /Т. Г. Ханова, Н. М. Прокофьева//Государственный

советник. -2018. -№ 1 (21). -С. 25-31.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:

Публикация Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Трощенко Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значимость формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников
Опубликовано: 14 января 2023 в 13:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД