Лучший педагог года

Значение воображения для учебной деятельности детей

Юлия Ефремова
Значение воображения для учебной деятельности детей

Уже в раннем возрасте у многих детей обнаруживается довольно богатая фантазия. Начало её открытого проявления в словах, действиях и поступках ребёнка относится к возрасту 2-3 года, до которого ребёнка никто и ничему специально в плане развития его воображения не обучал. У других детей не только в этом возрасте, но и гораздо позднее не удается обнаружить сколько-нибудь богатого воображения, даже если ребёнка специально обучать. (никто до сих пор толком не знает, как можно развивать воображение ребёнка, хотя известно, каким образом можно развивать, например, внимание, память, мышление детей). Из этого следует по меньшей мере два важных вывода:

Публикация «Значение воображения для учебной деятельности детей» размещена в разделах

• Раннее проявление воображения у детей или его отсутствие, а также значительные индивидуальные различия в воображении, обнаруживаемые между детьми уже в раннем возрасте, определённо говорят о том, что воображение, по-видимому, является врождённой психологической функцией.

Воображение не является приобретаемой функцией, так как оно в его высокоразвитых и достаточно богатых формах не является в результате обучения и воспитания.

К этим выводам можно добавить и жизненные наблюдения, свидетельствующие о том, что одарённость или талант в тех видах деятельности, которые напрямую связаны с воображением, почти никогда не возникают вдруг, со зрелого возраста, и почти всегда в той или иной форме проявляются у людей уже в раннем детстве. Вместе с тем, знакомство с продуктами творческой деятельности, которые появляются на ранних этапах развития соответствующей деятельности человека, и с более поздними, зрелыми продуктами их же, творческой деятельности показывает, что воображение, характерное для зрелого возраста (например, поэта, писателя, художника, намного богаче того воображения, которое проявляется в произведения раннего периода творчества данного человека. Отсюда следует, что за счёт каких-то факторов воображение всё же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.

Что следует понимать под развитием воображения.

Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков. Эти признаки следующие:

• Разнообразие фантазии человека. Оно проявляется в том, что каждый раз по одному и тому же поводу человек придумывает нечто новое.

• Оригинальность фантазии человека. Этот признак выражается в том, насколько придуманное данным человеком отличается от того, что приходит в голову другим людям.

Детализированность фантазии. Это – то, насколько проработаны, прописаны в деталях продукты фантазии конкретного человека.

Интеллектуализированность фантазии. О неё можно судить по тем мыслям, которые у других людей вызывают продукты фантазии данного человека: чем больше разнообразных и глубоких мыслей возникает у людей, воспринимающих продукты творчества этого человека, тем выше одухотворённость, то есть интеллектуализированность, его фантазии.

Эмоциональность фантазии. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств вызывают продукты фантазии данного человека у других людей, тем выше её эмоциональный заряд, насыщенность чувствами или просто эмоциональность.

Каковы основные направления развития фантазии.

Есть несколько общих и частных направлений развития фантазии человека. К общим направлениям её развития относятся появление у человека стремления вносить во всё, что он делает, элементы фантазии, творчества, а также стремления делать всё как можно оригинальнее и необычнее. Частные направления развития воображения задаются теми пятью признаками, которые определены выше. Воображение, соответственно, можно развивать по таким признакам (направлениям, как разнообразие, оригинальность, детализированность, интеллектуальность и эмоциональность.

Что представляют собой средства развития воображения. Если исходить из установки, согласно которой всегда нужно стремиться к тому, чтобы делать что-то необычное, не похожее на то, что делают другие люди, а также из установки никогда не повторять самого себя в продуктах собственной фантазии, и в таком духе воспитывать человека, то на этом пути можно добиться определённых успехов в развитии его воображения. В результате человек станет сознательно и постоянно стремиться быть оригинальным.

Если человека регулярно знакомить с оригинальными, необычными вещами, сделанными другими людьми, то и у него самого может возникнуть не только желание делать то же самое, но и определённое представление о том, какими и насколько разнообразными могут и должны быть продукты фантазии. Поначалу, наверное, он будет подражать другим людям, но затем у него может возникнуть и развиваться собственный, индивидуальный стиль фантазирования.

Есть такие виды деятельности, которые в большей степени, чем другие виды деятельности, способствуют развитию воображения человека. Это виды деятельности, которые по своей природе имеют творческий характер и в которых необычность, оригинальность и другие признаки фантазии человека особенно высоко ценятся. Такими видами деятельности являются, например, творчество писателя, поэта, лепка, рисование, конструирование чего-либо, придумывание историй, рассказов, сказок и т. п. Включение ребёнка с раннего возраста в подобные виды деятельности даже в том случае, если у него к этим видам деятельности не обнаруживается очевидных задатков, будет способствовать развитию воображения. Не случайно, поэтому в семьях творческих людей часто обнаруживаются дети с богатой творческой фантазией. Таким образом, однозначно ответить на вопрос : можно развивать воображение или нет - нельзя. Психологи рассматривают решение этого вопроса с разных сторон. Многие придерживаются мнения, что воображение развивать можно и нужно, только для этого необходимо создавать определённые условия, учитывать факторы, способствующие его развитию.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев отмечают, что творческое воображение является центральным психологическим «завоеванием» дошкольного.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возрастаЗначение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение воображения для учебной деятельности детей
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 15:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение воображения для учебной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ефремова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД