Получи документы

Значение ручного труда для развития дошкольника

Наталья Торопова
Значение ручного труда для развития дошкольника

Значение ручного труда в развитии ребенка дошкольника

В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. ОН отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада ручной труд».

Публикация «Значение ручного труда для развития дошкольника» размещена в разделах

Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ручной труд по изготовлению различных поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии творческого воображения, конструктивного мышления, при этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обоих рук. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система определённых навыков и умений; вырабатываются навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывается самостоятельность, ответственность, привычка к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивается творческое воображение и художественный вкус.

Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Здесь отмечается огромное значение ручного труда в развитии мелкой моторики.

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма)развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п.

Основная задача по ручному труду :

Развивать движения руки. Научить детей с удовольствием мастерить. Работать с различными материалами. Фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы был виден процесс и результат труда. Обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов.

Условия успешной организации ручного труда :

- насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для художественного творчества предметно – развивающая среда;

- свободный доступ к материалам и возможность

экспериментирования с ними;

- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок, участие в конкурсах, создание музея детских поделок;

- непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Методика организации работы:

1. От простого к сложному

2. Принцип систематичности

3. Принцип тематических циклов

4. Принцип индивидуального подхода

5. Принцип последовательности

Содержание ручного труда :

Работа с тканью, нитками; работа с природным материалом; работа с различными видами бумаги, картоном; работа с бросовым и искусственным материалом.

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, суки и т. п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.

Переборка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, горохи фасоль, попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 — 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными

Таким образом, любая ручная деятельность ребенка благоприятна для его развития. А работа с бумагой, ножницами, пластилином, природным материалом, тканью – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Ведь она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению речевой и умственной активности, выступает как специфическое образное средство познания действительности – этим и определяется её связь с обучением дошкольников. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как здесь речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной работы. Занимаясь с детьми ручным трудом, у педагога есть возможность обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов, их грамматические формы (например, согласование прилагательного с вопросительным существительным, различение и правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т. п.)

Кроме этого, можно активно развивать и связную речь ребят. Большинство дошкольников даже в старшем возрасте предпочитают отвечать на вопрос односложно. Следующая форма ответа, которой им предстоит овладевать – предложение. На занятиях по ручному труду они прослушивают образцы простых и распространенных предложений, ведь взрослый объясняет показ действия, логический ход работы. Также на занятиях по ручному труду создаются условия для развития самостоятельной детской речи — дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи, оценивают свои работы и работы других детей.

Рекомендации по ручному труду :

Приучать ребенка к самостоятельности –сам придумал, сам вырезал, сам сделал, сам украсил и т. д….

Научить ребенка бережному обращению с поделками

Не бросать начатое дело, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца

А после окончания работы – навести порядок

Что развивает у детей ручной труд :

- Развивает речь

- Повышает сенсорную чувствительность

- Развивает воображение, пространственное и логическое мышление

- Ручную умелость, мелкую моторику, глазомер

- Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика) (сенсомоторика)

- Формирует умение планировать работу

- Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца)

- Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса

Публикации по теме:

Аппликация с элементами ручного труда «Рыболовный траулер»Аппликация с элементами ручного труда «Рыболовный траулер» Аппликация с элементами ручного труда: "Рыболовный траулер". Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ - Центр развития ребёнка.

Аппликация с элементами ручного труда «Спящий малыш» в подготовительной группеАппликация с элементами ручного труда «Спящий малыш» в подготовительной группе Аппликация с элементами ручного труда "Спящий малыш".Второе название этой работы:«Как мой папа спал, когда был маленьким». Автор: Седова.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Гиацинт» для старшей группыКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Гиацинт» для старшей группы Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда "Гиацинт" для старшей группы. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Клубничка» для старшей группыКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Клубничка» для старшей группы Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда "Клубничка" для старшей группы. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Плетеный коврик» для подготовительной группыКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Плетеный коврик» для подготовительной группы Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Плетеный коврик» для подготовительной группы. Автор: Вовченко Оксана Викторовна.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группеКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группе Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда: «Русская матрешка» в старшей группе, ко дню матрёшки на МААМе. Автор: Седова.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки»Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки» В один из дождливых летних дней девочки из нашей группы решили заняться творчеством. Они решили изготовить для совместных театрализованных.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Конспект занятия по пластилинографии с элементами ручного труда «Прекрасная снежинка» с показом презентацииКонспект занятия по пластилинографии с элементами ручного труда «Прекрасная снежинка» с показом презентации Пластилинография с элементами ручного труда: «Прекрасная снежинка» с показом презентации. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Значение ручного труда для развития дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Торопова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значение ручного труда для развития дошкольника
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 17:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД