Получи документы

Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе

Олеся Черкасская
Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе

Все начинается с любви.

Твердят:

"Вначале

было

слово. "

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви.

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка -

все начинается с любви…

Р. Рождественский

Не зря я начала сой доклад со слов Р. Рождественского. Ведь если действительно по-настоящему любишь ребёнка, то понимаешь, чувствуешь его, живёшь его интересами. А в данном возрасте все интересы ребёнка трансформируются в игру, сводятся к игре. Ведь игра с самых ранних начал цивилизации стала главным проявлением всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т. п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме" А. С. Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь?- Игра!" И не зря эта фраза взята в качестве эпиграфа в знаменитой и всеми любимой игре «Что? Где? Когда?»

Публикация «Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе» размещена в разделах

Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребё нка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т. п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Игра – регулятор всех жизненных ситуаций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".

Игра, является самым простым для ребёнка способом познания окружающей действительности, наиболее естественным и доступным способом овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. А значит игра и обучение два неотъемлемых слагаемых успеха! Жаль, что не все и не всегда это понимают.

Ига в обучении – это попытка учить светло, радостно, интересно, без надрыва и принуждения. Вы спросите: «Возможно ли это?» Ведь ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горечью, обидами, слезами, если можно научить с улыбкой, заронив искорку интереса и любопытства. Ведь возможно видеть счастливые, пытливые лица детей, а не безразличные и постоянно отвлекающиеся на что-то более интересное.

Удивление и любопытство, окрылённость и азарт в глазах учеников, невозможность спокойно сидеть на месте, не подпрыгнув с вытянутой рукой – вот, что должно быть на настоящих, интересных детям занятиях. Если ребёнок отвлекается, вертится, не слушает педагога, делает что – то не совсем так, это не его вина, а наша – мы не успели, не научили, не заинтересовали, ни оправдали надежд. И поэтому это наши промахи. Ведь двадцать, а то и тридцать пытливых глаз ждут от тебя не пустых и занудных нравоучений, а интересных, игровых ситуаций.

Все мы родом из детства, но часто не хотим понимать детей, требуя от них взрослого поведения удобного для нас в тот или иной момент. К сожалению, это тупик. «Удобный» ребёнок и счастливый ребёнок – это далеко не одно и то же. «Удобный» ребёнок порой прячет своё «я» под маской, подавляет свои потребности. Такой ребёнок никогда не станет успешным, несмотря на то, что для взрослого он просто идеален.

Внимание и запоминание у детей 6 -7 лет слабо развиты, особенно, если учение не несёт интерес, не захватывает. На помощь приходят игры и игровые ситуации, при которых всегда легче запомнить что-то сложное, скучное и не интересное. Внимание младшего школьника становится более устойчивым и в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т. д)

Ценность игры заключается ещё и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. Результатом коллективных игр является сплочение детей, формирование чувства товарищества, коллектива.

Игра имеет огромное значение в трудовой деятельности детей, суть которой была отлично раскрыта А. С. Макаренко: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…"

Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. Этот переход не должен стать для ребёнка огромной пропастью, которую нельзя перейти, а наоборот, должен быть максимально комфортным, ведь ребёнок в этом возрасте испытывает психологические и физиологические перегрузки.

Дети чрезмерно подвижны, они не могут высидеть спокойно и 10-15 минут. На помощь приходят физкультминутки, которые в игровой форме дают выход скопившейся энергии.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В педагогической литературе есть разные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию. Самыми распространёнными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые и подвижные. Любая игра должна быть представлена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учитывать : возраст играющих, выбор места для игр, сопутствующий инвентарь, предподготовка, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.

Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании.

О внедрениях развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских педагогов и психологов, которые отмечают, что игра дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3, а то и в 4 раза.

А свой доклад, я хотела бы закончить такой фразой: Сейте разумное, доброе, вечное непринуждённо, весело, с чувством юмора (а не занудства, со знанием игры!

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Активные формы воспитательной работы в начальной школе. Ученическое самоуправление в классе Активные формы воспитательной работы в начальной школе. Ученическое самоуправление в классе. Воспитательное значение ученического самоуправления.

Инклюзия в начальной школе Шутило Анна Александровна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75 Петроградского района Россия, г. Санкт-Петербург E-mail: anna.shutilo@mail.ru.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Преемственность в обучении между начальной школой и средним звеном Выступление на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума по теме: Преемственность в обучении между начальной школой.

Выпускной в начальной школе Сценарий выпускного вечера в начальной школе Трусова Анна Ивановна, учитель начальных классов Цель: 1) Создание праздничной атмосферы Задачи:.

Выпускной в начальной школе Прощай, начальная школа - Почему сегодня все мы Так нарядны и милы? Может чувствуем дыханье, Приближение весны? - Нет, весна давно настала.

Выпускной вечер в начальной школе Выпускной вечер в начальной школе. Ведущий: Висит объявление, чёрным по белому, Мимо него не пройти. Школа чудесная, школа начальная.

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам.

Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина. А. В. Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:

Публикация Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Олеся Черкасская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 12:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД