Лучший педагог года

Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Надежда Братанова
Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Братанова Надежда Викторовна,

воспитатель МБДОУ №178 г. Архангельск

ЗНАЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития творческих способностей. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Публикация «Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС ДО (17.10.2013) :

- развитие индивидуальных способностей детей;

-развитие творческого потенциала каждого воспитанника;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.

Цель нашего исследования - выявит возможности аппликации в развитии художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Исследование построено на предположении, что продуктивная деятельность дошкольников (аппликация) при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний, навыков и умений.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Творческие способности – это способности человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Они развиваться на основе психических процессов: восприятия, воображения, творческого мышления и др.

«Восприятие-это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития(Выготского Л. С.).

«Творческое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений» (Эльконин Д. Б.).

«Воображение является определенным родом деятельности, специфическим продуктом, результатом которого являются образы» (А. В. Запорожец).

«Ручная умелость - комплекс умений ребенка, который позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту» (Т. С. Комарова)

Структурные компоненты художественно-творческих способностей рассматриваются в исследованиях многих авторов (Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой Петуховой Л. В. и др.) : эстетическое восприятие, овладение средствами выразительности, техникой выполнения, интеллектуальная активность в создании нового оригинального образа и др.

Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация – это «способ создания орнаментов, изображений путём наклеивания на бумагу, нашивания на ткань, и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность».

Сегодня в работе с дошкольниками используют разнообразные техники выполнения аппликации : обрывная, модульная, квиллинг, торцевание,

айрис-фолдинг, аппликация из салфеток, гофрированной бумаги, из ткани, крупы, засушенных растений и др.

Основными условиями развития творческих способностей дошкольников средствами аппликации по материалам исследований Васильевой М. А являются

- приобщение детей к изобразительному искусству, знакомство с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации;

-развитие и реализация каждым ребенком собственной индивидуальности, проявления творчества средствами аппликации.

- помощь в овладении нетрадиционными техниками аппликации как средством развития творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

- организация методической помощи воспитателям детского сада и взаимодействие с родителями (законными представителями) по развитию творческих способностей дошкольников средствами аппликации.

Для реализации опытно-практической работы нами были выбраны пять этапов педагогического проекта: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, презентация (К. С. Задорин, А. В. Кисляков, А. В. Щербаков).

Поставлены задачи:

- выявить влияние педагогических условий на развитие художественно-творческих способностей по средствам аппликации;

-разработать и внедрить педагогический проект по развитию художественно-творческих способностей средствами аппликации;

-дать оценку результатам развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.

В ходе работы над проектом, решались задачи: создание «центра творчества» в группе, взаимодействие с родителями (законными представителями (наглядная информация, консультации, мастер-классы и др., воспитателями (консультации, создание картотеки занятий, выступление на методическом семинаре и др.).

Создан тематический план работы с дошкольниками. Туда вошли занятия по образовательным задачам программы и аппликация нетрадиционная (из ватных дисков, гофрированной бумаги, на пластилине из семян, торцевание, айрис-фолдинг и др.).

В ходе работы над проектом был проведен промежуточный мониторинг, который показал, что:

- Дети стали увлекаться аппликацией, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

- Появилась самостоятельность в выборе темы, в выборе изобразительных средств и материалов.

- Появился интерес к творческому экспериментированию.

- У детских работ появился индивидуальный почерк.

- Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

- Повысился уровень художественно – творческих способностей.

По другим направлениям работы проекта:

- Пополнились материалами «центр творчества».

-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысилась их компетентность в области детской продуктивной деятельности.

- Использованы на практике знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

- Создан проект по аппликации «Волшебная аппликация».

Таким образом, подводя итоги опытно-практической работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности (аппликации) можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех участников творческого взаимодействия. Все это подтверждает хорошие результаты проделанной работы.

Публикации по теме:

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2023 в 22:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД