Лучший педагог года

Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников

Нина Мешаева
Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Н. А. Мешаева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 «Колокольчик» города Лесосибирска».

В статье представлен опыт работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении. Выявлена и обоснована необходимость сотрудничества педагогов с родителями.

Ключевые слова: ЗОЖ, валеологическое воспитание.

Публикация «Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников» размещена в разделах

Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно семьи. ЗОЖ-«избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья в будущем. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой пище, привили любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно на первом месте – личный пример со стороны взрослых в плане ведения здорового образа жизни.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В связи с этим я решила углубленно работать над организацией разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

Одной из основных целей моей работы считаю формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

• Изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.

• Создаю и пополняю развивающую среду по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. В группе имеется физкультурный уголок, подобрана художественная литература и наглядный дидактический материал для детей, так как развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.

• Провожу мониторинг по картам наблюдения за воспитанниками по изучению особенностей мотивации к здоровому образу жизни, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью. Ведущими методами являются наблюдение за поведением ребенка, индивидуальные беседы с детьми, и на основе этого строится дальнейшая работа по приобщению детей к ЗОЖ.

• Налаживаю доверительный контакт с родителями моих воспитанников. Использую анкетирование, опросники, индивидуальные беседы, организую совместные мероприятия по приобщению к здоровому образу жизни.

Для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ, «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья, «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека, «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье», «Физическая культура» (развиваю физические качества и накапливаю двигательный опыт, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей).

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон.

В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, динамические паузы, образовательная деятельность с дошкольниками.

Значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкально-ритмические и т. д.

С целью закрепления у детей начальных представлений о ЗОЖ мною было разработано перспективное планирование по теме «Формирование у детей дошкольного возраста потребности в ЗОЖ через валеологическое образование» и организован кружок «Винни - Пух». Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Поэтому познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины, игры-путешествия и т. п.

Сотрудничество с родителями.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, а ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны, и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание детей в детском саду невозможно. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни [1]

Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. В них, как правило, отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития. Специально для родителей было оформлено несколько выпусков газет: «Здоровый образ жизни дошкольника», «Газета для любознательных родителей» и др.

Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни и сохранения здоровья детей среди родителей являются буклеты. Материал для них тщательно подбираю, оформляю и включаю в план работы с родителями. Практика работы показала, что буклеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Тематика их разнообразна : «Нетрадиционные методы закаливания». «Игры, которые лечат», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Ухо - это орган слуха» и др.

Родители участвовали в изготовлении нестандартного спортивного оборудования, получая, таким образом, знания об его использовании не только в детском саду, но и способах применения дома для развития физических качеств и оздоровления детей. Помимо этого, для родителей планировала и проводила тематические собрания, на которых показывались видеоматериалы работы с детьми по ЗОЖ. Данные виды деятельности не только способствуют физическому развитию и оздоровлению дошкольников, но и создают положительный настрой у детей, бодрое, радостное настроение и вызывает желание заниматься, играть вместе со всеми. Я считаю, если ребенок получает положительные эмоции, то у него будет желание заниматься и в дальнейшем, он поделится своими впечатлениями с родителями и заинтересует их.

Таким образом, совместная работа и создает фундамент культуры здорового образа жизни. Любой воспитательно – образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.

Список литературы:

1. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа у малышей/ Н. С. Голицына, И. М. Шумова. -М. : Издательство «Скрипторий», 2007

2. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. -СПб. : Детство- Пресс,2002

Публикации по теме:

Консультация «Здоровый образ жизни» Известно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо придерживаться.

Фотоотчет «Здоровый образ жизни»Фотоотчет «Здоровый образ жизни» Свежий воздух и лыжи вот та здоровая привычка необходимая нашим детям, чтобы бороться с инфекциями и возбудителями- микробами и бактериями.

Акция по формированию представления у дошкольников ЗОЖ «Мы за здоровый образ жизни»Акция по формированию представления у дошкольников ЗОЖ «Мы за здоровый образ жизни» В рамках Акции "Мы за здоровый образ жизни", целью которой является формирование представления у дошкольников о здоровом образе жизни, умение.

Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни»Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни» Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни" В жизни главное — здоровье, Согласитесь, господа. И к нему с большой любовью Надо относиться нам всегда.

«Здоровый образ жизни». Лэпбук«Здоровый образ жизни». Лэпбук "Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства" Д. Леббок Отношение к жизни у детей начинает.

Лэпбук «Здоровый образ жизни»Лэпбук «Здоровый образ жизни» Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно Становитесь на зарядку. Организму – подзарядка! Знают взрослые и дети Пользу витаминов.

Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни!»Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни!» Хорошо здоровым быть! Соков надо больше пить! Гамбургер забросить в урну, И купаться в речке бурной! Закаляться, обливаться, Спортом разным.

Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни»Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни» ЗДОРОВЬЕ ребенка – ЭТО самое ценное сокровище которым обладают родители. Самые счастливые родители те, дети которых здоровы. Занятие спортом.

Стенгазета «Здоровый образ жизни»Стенгазета «Здоровый образ жизни» Наверное, нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чтобы вырастить - здорового человека и не просто здорового, а понимающего важность.

Стих «Здоровый образ жизни» За здоровый образ жизни надо агитнуть. И талантом к рифмоплетству хочется блеснуть. Всем зарядкой заниматься надо по утрам И на лыжах с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 09:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Мешаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД