Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье

елена иванова
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ И СЕМЬЕ

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ и семье.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. ФГОС ДО также направлен на решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Утро начинается в нашем детском саду с радостных встреч с детьми. Особое внимание уделяется психоэмоциональному благополучию детей, так как в качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье, которое является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема детей. Такие игры по своему замыслу предполагают рукопожатие, поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Они развивают умение лучше понимать себя и других, развивают способности к самовыражению, умение регулировать свое поведение, умение не отвечать агрессией на агрессию, обучают приемам снятия психического напряжения. Каждое утро мы с ребятами делаем утреннюю гимнастику, цель которой – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

На занятиях познавательной направленности знакомим детей с окружающим миром, формируем представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.

На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Во время проведения непосредственно-образовательной деятельности мы используем динамические паузы - 2-5 мин. в качестве профилактики утомления. Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Мы проводим с детьми пальчиковую гимнастику. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами; ежедневно по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки - гимнастику для глаз.

При воспитании культурно-гигиенических навыков - привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Мы постоянно расширяем представления о ЗОЖ через сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И. Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучиваем загадки о частях тела, пословицы о здоровье. Расширяем знания детей правил сохранения своего здоровья и заботе о нём.

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом» и т. д.)

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

После прогулок мы с ребятами, расположившись на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

По окончании дневного сна делаем упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Используем структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых нами с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно организуется кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети при проведении досугов и развлечений. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы. Совместные мероприятия укрепляют отношения детей и родителей, сплачивают взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Для эффективности здоровьсбережения детей используем и постоянно пополняем имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры.

Педагогами создан «Уголок здоровья». В нем находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д. Все эти игры способствуют закреплению культурно – гигиенических навыков.

Оздоровительная работа воспитателями усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, мы используем разнообразные формы работы : открытый НОД с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Один из действенных методов в данном направлении — при-менение наглядной агитации. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Если хочешь быть здоров - закаляйся, Правильное питание», «Режим дня» и т. д.). В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении.

Для повышения родительской компетентности проводим беседы о формировании здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаем консультации по безопасности жизнедеятельности, воспитании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур, формировании гигиенических знаний. В данном направлении создаем буклеты для родителей с правилами поведения во время прогулок в лес, во время купания.

Проводятся консультации, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные : «Если ребенок боится стоматолога», «Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Наш детский сад активно работает с родителями по формированию у детей здорового образа жизни. Педагогами и руководством проведен круглый стол с родителями по этой теме с привлечением медицинского работника. В ходе круглого стола родители поделились семейным опытом по укреплению здоровья.

С огромным удовольствием родители принимают участие в изготовлении пособий своими руками, приняли активное участие в конкурсе рисунков «Спортивный стадион».Родители творчески подошли к изготовлению дорожек здоровья для профилактики плоскостопия, пособий для развития дыхания, развития ловкости рук и мелкой моторике.

Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Дружная семейка».

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи», «Здоровый образ жизни».

Мы считаем, что критериями взаимодействия детского сада по вопросам здоровья являются : ценностное отношение друг к другу, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье.

Педагоги нашего учреждения мобилизованы на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

Работа в этом направлении будет нами продолжаться.

Список используемой литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-№1

3. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.

5. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

6. «Оздоровление детей в условиях детского сада». Под редакцией Л. В. Кочетковой. Москва. Издательство «ТЦ – Сфера» 2005

7. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. В. И. Орла, С. Н. Агаджановой. СПб., 2008.

8. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. №1.

9. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М. Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007

10. «Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». Автор – составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

11. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М., 2012.

Сайты интернета:

1. Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»

2. «Детсад» сайт для детей и взрослых

3. «Маам» международный образовательный портал

4. «Дошколенок. ру»

5. Социальная сеть дошкольников образования

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье
Опубликовано: 18 января 2021 в 09:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» (включая файлы) размещена пользователем елена иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД