МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и формы

Светлана Абанина
Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и формы

1. Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и формы» размещена в разделах

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование всех функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы воспитателя и всего дошкольного учреждения. В детском саду большое внимание с раннего возраста уделяется формированию у детей правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развития физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др., а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Одно из условий воспитания здоровых детей - организация правильного режима дня, который необходимо строго соблюдать. Для успешного физического развития необходимо внедрять в ДОУ здоровьесберегающие технологии и методики. Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Медико-профилактическая технология

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, принятие кислородного коктейля, щадящий режим в период адаптации и т. д.).

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации

Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте

3. Формы оздоровительной работы в группе.

Оздоровительный эффект оказывает сезонное изменение режима,

проведение физкультурные занятия различных видов: классические, двигательные, сюжетно-игровые, соревнования и т. д.

На занятиях по физической культуре вводятся упражнения на мгновенное замирание, которые дают высокий терапевтический эффект. Фиксирование тела с одновременной остановкой дыхания на выдохе, в самых неудобных позах на счёт «Раз – два – три», а также подвижные игры «Совушка», «Стоп». Необходимым условием и компонентом занятия по физической культуре считается мышечное расслабление или элементарная релаксация, так как состояние организма ребёнка следует привести к исходным показателям. Должное внимание необходимо уделять играм разной подвижности. Их продолжительность в разных возрастных группах составляет 20 –30 минут. Кроме этого, на прогулке остаётся время для самостоятельной двигательной активности дошкольников. В зимний период дети катаются на санках, на лыжах.

В работе с дошкольниками используется уникальная методика дыхательных упражнений. Эта «актёрская» дыхательная гимнастика разработана педагогом – вокалистом А. Н. Стрельниковой. Например, разминочные «Ладушки» и. п. – стать прямо, показать ладошки «зрителю». Сделать короткий шумный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки. Выдох через рот или нос, кулачки разжать. Активен вдох, выдох пассивен. Сделать всего 24 вдоха – выдоха.

Интересна также методика Аллы Александровны Уманской. «Методика профилактики гриппа и ОРЗ с помощь точечного массажа Есть отличительный природный индикатор – боль. Там, где нарушена функция, возникает болезненный очаг. Нажал раз – другой и почувствовал боль, значит в организме не порядок. Обнаружить биологически активную зону легко. Несложно и научить любого использовать их для диагностики, профилактики и лечения. Из 32 биологически активных зонможно используем основные 9 зон. Это именно те зоны, которые непосредственно связаны с регуляторами жизнедеятельности организма. Естественно, выбраны они не случайно, ибо связанны с важными образованьями, регулирующими деятельность организма. Массаж этих 9 зон повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм сам начинает выбирать «лекарства», такие как интерферон, которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Закаливающее дыхание.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Массаж рук.

Этот массаж интенсивно воздействует на кончики пальцев, стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушных раковинах и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Для профилактики бронхиальных заболеваний используются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбы. Например, игра «Вперёд быстрей иди, только не беги» улучшает дренажную функцию бронхов, общее физическое воздействие, развивает ловкость. Задача игры заключается в том, чтобы по сигналу как можно быстрее достичь финиша, но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются назад.

Гимнастику после дневного сна.

Во время пробуждения тон воспитателя доброжелательный. Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передаётся. Итак, дети проснулись, настроили свои мысли на положительные эмоции, улыбнулись. Лёжа на спине, растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, как бы умывают лицо, круговыми движениями по часовой стрелке гладят живот. Сопровождается это такими словами: «Вы чувствуете, как постепенно пробуждается ваш организм, каждая клеточка наливается бодростью и свежестью». Детям предлагается убрать подушку и, лёжа на спине, хорошо потянуться. Руки вытянуть вверх за голову, а ноги поочерёдно вперёд. Причём пятку, не отрывая от постели, тянуть от себя, а пальцы ноги тянуть к себе. В таком положении держать ногу пять секунд. Затем расслабиться на две три секунды и выполнить потягивания другой ногой, отдохнув, потянуться двумя ногами вместе. Упражнения повторяются 3 – 5 раз.

В работе с детьми уделяем большое внимание контрастному закаливанию по методике Ю. Ф. Змановского. При проведении контрастного воздушного закаливания, к концу дневного сна в спальной комнате температура воздуха снижается до 10 – 18 градусов. Под звуки музыки, это создаёт радостный эмоциональный фон, лёжа в постели поверх одеяла дети выполняют в течение 2 –3 минут, 3 – 4 физических упражнения. Затем дети встают с постели, снимают спальную одежду и, оставаясь в трусиках и майках, выполняют в течение 1 - 1,5 минут циклические упражнения умеренной интенсивности. Это бег, ходьба, танцевальные элементы. Движения выполняются попеременно в «холодном» и «тёплом» помещениях, т. е. принимают общую воздушно – контрастную ванну. Температура в «тёплом» помещении сначала 20 – 24 градуса, а в «холодном» – на 3 – 5 градуса ниже. Разница температур увеличивается в течение 1,5 – 2 месяцев до 12 – 15 градусов за счёт снижения температуры в «холодной комнате». Характер действий в «тёплом помещении» отличается от действий в «холодном» более спокойным темпом.

4. Заключение

Значение дошкольного детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Список литературы

1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.

2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.

4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.

5. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.

6. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

7. Чаклин А. В. и Милиевская И. Л. Сохранить здоровье смолоду – Москва «Педагогика» 1987г.

8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Использование буктрейлер-технологии в детском садуИспользование буктрейлер-технологии в детском саду Использование буктрейлер-технологии в детском саду. Необходимость повышения интереса к детскому чтению сейчас актуальна. Современный мир.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Образовательные технологии в детском саду ТРИЗ-технологии. [/b] Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может.

Виды театров в детском садуВиды театров в детском саду В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства, а именно через разные.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:

Публикация Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и формы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Абанина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и формы
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 20:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД