Папки-передвижки

Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ «Крупеничка и Богач» (4 фото)

Светлана Лушняк
Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ «Крупеничка и Богач»

Секреты старого сундучка мини-музея ДОУ Крупеничка и Богач

Подготовил:

учитель-логопед

Лушняк С. А.

Цель: приобщать детей к народной культуре через творчество.

Задачи:

1. Познакомить детей куклами – оберегами «Крупеника» и «Богач».

2. Развивать у детей речевые навыки

3. Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

4. Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

5. Воспитывать ценностное отношение к истории народа

Публикация «Занятие в рамках работы раздела „Секреты старого сундучка“ мини-музея ДОУ „Крупеничка и Богач“» размещена в разделах

6. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении работы

Предварительная работа :

- Чтение К. Паустовский «Теплый хлеб» К. Ушинский «Хлеб» русских народных сказок «Крупеничка», «Легкий хлеб», «Бобовое зёрнышко»;

- заучивание детьми пословицы и поговорки о хлебе и труде;

- закрепление названия круп (рис, перловка, гречиха, пшено, овес, горох)

- экологическая акция «Принеси старый лоскуток»

Словарная работа скрутка, повойник, кушак, тесьма, зипун, шаль, душегрея, завеса

Оборудование: Крупы, готовые мешочки, цветная ткань, нитки, тесьма, кукла оберег «Крупеничка» (Образец)

Ход:

Педагог: «Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся».

Какое у Вас настроение? (ответы детей)

1. Беседа

Педагог: у нас в гостях кукла-оберег Крупеничка (показывает заранее изготовленную куклу, дети рассматривают)

Сегодня мы будем рукодельничать мастерить своими руками вот такую куколку.

Как вы думаете почему её так называли «Крупеничка»? Ответы детей

Педагог: Эта кукла имеет несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка. И может выглядеть немного по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у всех общая - внутри куклы зерно.

Народная кукла Крупеничка появилась на Руси вместе со сказкой, которая и поведала нам о волшебную историю возникновения гречихи.

В сказке рассказывается о том, как у одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла девочка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали, в полон, в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил хан её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так и появилась на Руси гречиха.

Педагог: Дети, каким был хан? Какая «Крупеничка»?

Традиционно скрытый под подолом Крупенички мешочек для зерна наполняли гречневой крупой. Но разрешается пользоваться и другими зерновыми культурами. Каждая из круп имеет свое значение для Зерновушки:

Педагог: В старину считали, что гречка означает достаток на столе, изобилие в доме; овес помогает поддерживать силы, укрепляет здоровье; перловка символизирует сытость; пшено - на силу, рис – богатство.

Дети рассматривают крупы, называют блюда из них.

Педагог:

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Кукла Крупеничка – одна из самых любимых кукол наших предков и надежный оберег для каждого дома, ее ставили в красный угол. Она притягивала энергию достатка, служила хранилищем для самого лучшего зерна, собранного в этом году. Раньше женщины даже специально подготавливали материал, в котором будет храниться крупа. Сначала ткань кипятили в воде с большим содержанием соли, а потом тщательно сушили. Это было обязательным для того, чтобы спасти крупу от появления в ней различных жучков. На следующий год горстку зерна из Зерновушки доставали и засевали опять. а наряды приводили в порядок и берегли до осени. А после сбора урожая хранительницу снова наполняли зерном, одевали и ставили на видное место.

Вместе с Крупеничкой позднее стали делать Богача, который так же, как и Крупеничка заботился о благополучии и достатке в доме.

Таких куколок дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме

Физкультминутка «Встали куклы в хоровод…»

2. Мастер-класс:

Педагог: А теперь давайте отправимся в мастерскую к мастерице и своими руками изготовим куколок.

Мастерица приветствует детей и приглашает за стол.

Девочки изготавливают «Крупенику», а мальчики «Богача» (подобная кукла-только в образе мужчины)

1. Основой куклы является мешочек с крупой. (дети получают готовые мешочки)

2. На дно мешочка положим монетку и наполним его любой крупой, можно смешать несколько круп.

3. Сверху завяжите мешочек ниткой.

4. Начинаем одевать нашу куклу. Сначала сделаем нижнюю рубашку из кружева или шитья.

5. Далее вторая рубашка. Она перевязывается поверх нижней рубашки, не смыкаясь посередине. Тоже перевяжем ее ниткой.

6. Изготовим душегрею. Возьмите полоску плотной ткани. Концы этой полоски скрутите в виде валиков.

7. Приложите душегрею поверх второй рубашки и также перевяжите ниткой.

8. Теперь сделаем фартук. Можно украсить его вышивкой или тесьмой.

9, приложите фартук изнаночной стороной вверх и перевяжите ниткой. Расправьте фартук.

10. Кукле «Богачу» изготавливают волосы и шанкру. (фартук не делают. «Богач» готов!

11. Из ниток сделаем косу.

12. Оформим голову Зерновушка. Сделаем повойник. (Повойник — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы).

14. Сверху повяжем платок. Зерновушка готова!

3. Итог; Мастерица предлагает детям отправить кукол в мини-музей «Родник истории», оформив выставку своих работ для музея детского сада.

Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ «Крупеничка и Богач»
Фото «Крупеничка и Богач»
Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ - фото
Фото №1 Секреты старого сундучка мини музея ДОУ Крупеничка и Богач Подготовил учитель логопед Лушняк С
Публикации по теме:

Паспорт мини-музея «Конёк-горбунок» в рамках проекта «Конек-горбунок» ПАСПОРТ Мини-музея «Конёк-горбунок» СОДЕРЖАНИЕ: Анкета … …. 3 Сведения об авторском коллективе….…4 Паспортные.

Оформление мини-музея «Русская изба»Оформление мини-музея «Русская изба» Предлагаю фото отчёт первоначального оформления нашей "Русской избы", в рамках реализации проекта "Русская изба" Мы пока не все элементы.

Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки»Фотоотчет о создании мини-музея «Погремушки» Фотоотчет о создании мини – музея «Погремушки». Дили – дон, дили – дон! Звон идет со всех сторон. Так звенят у нас игрушки – Погремушки.

Открытие мини-музея «Мяу» в средней группеОткрытие мини-музея «Мяу» в средней группе Я хочу поделиться опытом создания в группе мини - музея домашних животных (кошек) и экспонатами этого музея. В настоящем музее трогать ничего.

Планирование работы мини-музея музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант» Положение о мини-музее музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант»Общее положение. 1. Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ является.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Торжественное открытие мини-музея «Школяндия»Торжественное открытие мини-музея «Школяндия» Традиционное мероприятие, проводимое в рамках авторского проекта «Будущий первоклассник» (соавтор Зарубина Н. В., педагог-психолог) к концу.

Мини-лекция для учащихся начальных классов «Секреты пасхального яйца»Мини-лекция для учащихся начальных классов «Секреты пасхального яйца» Традиции праздника Пасха. На пасхальной заутрени цари во время обряда христосования раздавали не только лебединые, гусиные, утиные, куриные,.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ «Крупеничка и Богач» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Лушняк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие в рамках работы раздела «Секреты старого сундучка» мини-музея ДОУ «Крупеничка и Богач»
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 18:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД