Лучший педагог года

Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Людмила Ивановна
Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Образовательные задачи:

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Развивающие задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

-Активизировать словарь детей: Модель глобуса, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы и приемы:

-Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

-Наглядные: Глобус, алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы.

-Практические: Индивидуально-дифференцированный подход (в процессе опыта).

-Динамические паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

- Игровые:

Материалы и оборудование

-Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука,масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.

- «использование технических средств» : Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)»,компьютер, проектор, интерактивная доска.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье» : Динамические паузы «раз, два, три, четыре» и «веселая разминка».

-«Познание» : свойства воды, проведение опытов.

- «использование технических средств» : Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)», компьютер, проектор, интерактивная доска.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения.

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой (папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает.

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура НОД:

№ Структура образовательной деятельности

1. Создание мотивации для деятельности.

2. Информационно-познавательная часть.

3. Л. Замятин «Стихотворение о воде».

Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей).

4. Динамическая пауза «Юные пловцы».

5. Практическая часть (опытно- экспериментальная).

Подготовка.

6. Опыт № 1: «Определить есть ли форма у воды».

7. Опыт № 2: «Какого цвета вода».

8. Опыт № 3: «Вода-растворитель».

9. Динамическая пауза: «Небольшая разминка».

10. Опыт № 4: «Вода не имеет собственного запаха».

11. Опыт № 5: «Способность отражать предметы».

12. Рефлексия.

Ход НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:

В. - На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

В. - А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.) (см. слайд №1)

В. - А как вы понимаете – модель Земли?

(дети высказывают, объясняют)

В. - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Д. - Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

В. - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

(показать на глобусе).

В. - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Ответы детей).

В. - Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра).

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да,то

почему?

(Дети объясняют).

В. - А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

В. - Кому нужна вода? (Ответы детей).

В. - Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

В. - А как они её получают? (Ответы детей).

В. - Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В. - Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

(Дети объясняют, делают выводы).

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

(Автор Леонид Замятин).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

В. - Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.

В. - А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В. - Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В. - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В. - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В. - А как вода поступает в реку (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей).

В. - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(см. слайд №2)

Динамическая пауза :

«Юные пловцы».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) :

В. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В. - Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

В. - Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1: Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (См. слайд №3)

Опыт 2: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (См. слайд №4)

Опыт 3: Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза:

«Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

В. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

В. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. (См. слайд №5)

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

В. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

В. - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

В. - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

В. - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия:

В. - Скажите, мне, пожалуйста,чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах (Ответы детей).

Выяснить понравилось ли им наша деятельность и что понравилось больше всего.

В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды» Конспект совместной образовательной деятельности во 2 мл. группе "Свойства воды" Программное содержание: развитие представлений о свойствах.

Конспект образовательной экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: Уточнить представление детей об использование воды через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей со.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной группы Тема: «Свойства воды» Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Конспект совместной деятельности «Свойства воды. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое» Возрастная группа: 2 младшая группа. Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: - Познавательно-коммуникативная деятельность.

НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» Опытно экспериментальная деятельность ООД по разделу «Познание (формирование целостной картины мира). Тема: Свойства воды. Цель: Знакомство.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды. Поглощаемость» Опытно – экспериментальная деятельность Тема: Свойства воды. Поглощаемость. Исследовательская задача: Определить степень поглощения воды.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Вода. Круговорот воды в природе» Урок №14 Дата: Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Цели и задачи: Определение роли круговорота воды в природе, введение понятия «подземные.

Экологический проект «Круговорот воды в природе» Автор проекта: Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории. Регион, область, населенный пункт: Республика.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 17 января 2016 в 18:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД