Получи документы

Занятие по экологии в старшей группе «Капелька ищет семью»

Ирина Тимощенко
Занятие по экологии в старшей группе «Капелька ищет семью»

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, обучать детей навыкам проведения простейших опытов.

Задачи:

Образовательные.

– уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе,

-познакомить со свойствами воды

– ознакомить детей со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность : отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы;

– развивать навыки проведения лабораторных опытов

Публикация «Занятие по экологии в старшей группе „Капелька ищет семью“» размещена в разделах

активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, пресный, газообразный, лаборатория, опыты, оборудование.

Воспитательные:

– воспитывать умение действовать в коллективе.

– воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Развивающие:

– Развивать наблюдательность, умение сравнивать учить анализировать.

– развивать логическое мышления;

– устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность»

Оборудование: глобус, ноутбук, презентация о воде, термос с горячей водой, кубики льда, зеркальце, прозрачные одноразовые стаканчики; сахарный песок, молоко, речной песок для растворения в воде, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему “Вода”;

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок;

Наблюдения в природе, в быту;

Проведение различных опытов;

Игры с водой;

Ход НОД:

Организационный момент:

Дети заходят в группу, проходят на свои места.

– Здравствуйте ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся!

Я вам сейчас загадаю загадку, а вы подумайте и попробуйте отгадать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без … ( Ответ: Воды)

– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о воде. Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

В это время слышны звуки. Ой, ребята, кто же это? Посмотрите, к нам в гости пришла Капелька. Она хочет нам что-то сообщить. Тише, давайте послушаем ее. (шепчет на ухо)

Здравствуйте, ребята! Я Капелька, у меня много братьев и сестер. Только я заигралась, отстала от них. Теперь я не могу их отыскать. Как же мне одиноко одной. Помогите мне, пожалуйста, вернуться в свою семью!

Воспитатель: Что же делать, нужно обязательно помочь Капельке! Без семьи никак нельзя. Ну что, ребята, поможем нашей гостье? (ответы детей)

Мы отправляемся в удивительное путешествие. Чтобы нам справиться с задачей, нам необходимо быть дружными, выполнять все задания, обойти все препятствия и достигнуть нашей цели. Давайте, выберем водный вид транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? (Ответы детей).

Основная часть.

Ну что, отправляемся! Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Вижу на горизонте

Остановка «глобус»

Воспитатель. А вот и первая остановка.

Знаком ли вам этот предмет? Правильно, это глобус. Что такое глобус? Это модель нашей планеты уменьшенная во много-много раз. Подумайте и расскажите, что же означают желтый, коричневый и синий цвет на глобусе. Какого цвета больше? А что означает голубой цвет на глобусе? (ответы детей) Это вода (моря, реки, океаны).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель, Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? Да, на нашей планете Земля очень много воды. Скажите, пожалуйста, где встречается нам вода? Как вы думаете, какой вкус у воды в морях и океанах? Соленая. Годится ли соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодна для питья. Почему? Пресная вода – это вода без солей. Она встречается в реках, озерах, прудах, родниках.

Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода? Для чего вода нужна человеку? Вода сопровождает человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде. Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами? (ответы детей) А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека! Давайте, ребята, мы с вами поиграем в игру. Д / Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки. людей, птиц, животных., кому и для чего нужна вода.

Давайте мы с вами немного поиграем. Д / Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки людей, птиц, животных, объяснить кому и для чего нужна вода.

Воспитатель. Ребята, Братьев и сестер Капельки мы не нашли, отправляемся дальше путешествовать.

Следующая остановка – «Речная».

Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (объяснения детей). Давайте мы с вами посмотрим откуда же берется вода. (презентация «Круговорот воды в природе»)

Капли воды в природе движутся по кругу. Когда идёт дождь, капли падают на землю и образуются лужи, ручьи. Текут ручьи и попадают в реку, река течёт в море. В море воды много, много. Когда солнце греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капли воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучи. Когда капли становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз дождем, образуя на земле лужи…. и всё начинается сначала. (рассказ+ демонстрация). Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель. И тут мы не нашли семью Капельки, нам пора отправляться дальше в путь.

Следующая остановка. «Игровая»

Я предлагаю вам отдохнуть, поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот».

Снежинка лёгкая, а сосулька… (тяжёлая).

Ручеёк узкий, а река… (широкая).

Земля чёрная, а снег… (белый).

Родник чистый, а лужа… (грязная).

Вода холодная, а пар… (горячий).

Река близко, а море… (далеко).

Пруд маленький, а океан… (большой).

Река глубокая, а ручеек… (мелкий)

В ручейке вода бежит, а в пруду… (стоит)

Горная река течёт быстро, а равнинная… (медленно).

Воспитатель: Молодцы, дали хорошие и правильные ответы, капелька очень довольна вами. А теперь садимся на наш корабль и плывем дальше. А что же нас ждет впереди?

Остановка «Исследователи».

Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в нашу мини лабораторию и рассмотрим воду.

Подойдите все к столу (но только вспомним правила нахождения в лаборатории, во время опыта нужно не отвлекаться, не вертеться и слушать внимательно, что я буду говорить, иначе опыт может не состояться.)

Опыт № 1. Вода – жидкая, прозрачная (Один стакан пустой, второй – с водой, и стакан с молоком).

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (ответы детей) Потому, что она жидкая.

Я в стаканы с молоком и с водой добавила предметы. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (дети смотрят и делают вывод). Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет? Мы ещё раз с вами убедились, что вода обладает свойством – она прозрачная (на экране картинка).

Опыт 2. Вода – хороший растворитель и не имеет вкуса.

А есть ли у воды вкус? Перед вами стаканчики с водой. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Есть ли у воды вкус? Затем предложить детям размешать в воде сахар, соль, лимон. А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.

А что произойдет, если в воду добавим краску, подсолнечное масло или речной песок и перемешаем (ответы детей). Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной. С речным песком –стала мутной, а масло вообще не растворилось. Делаем вывод- вода растворяет вещества, но не все (показ на экране)

Ребята, наверное вы устали, давайте мы немного отдохнем!

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Опыт 3 «Вода не имеет запаха»

Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды (вода ничем не пахнет)Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет. -Добавляю в стаканчики с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детямпонюхать с закрытыми глазами. Отгадайте чем пахнет? Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Опыт № 4 «Лед – это вода»

Воспитатель: Дети, закройте глаза (каждому ребенку в ладошки кладу кусочки льда). Что вы почувствовали? Посмотрите, что с ним будет происходить.

Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду. Вывод: Лед – это вода в твердом состоянии. В каком состоянии может быть вода? (ответы детей)

Опыт 5 «Облако в банке».

Давайте попробуем тут поискать семью Капельки. Но, прежде, ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься. Для этого откроем термос и нальем горячую воду в банку и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду. Вывод: вода испаряется, принимая газообразное состояние, а затем снова принимает жидкую форму (показ на экране).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша Капелька повеселела, она нашла свою семью – они из капелек уже превратились в пар и летят к облаку. Пришла пора и нашей гостье отправляться на небо. До свидания, Капелька, спасибо огромное тебе за такое удивительное путешествие!

Заключительная часть:

– Что вы сегодня узнали нового? Какие свойства есть у воды?

– Какой опыт вам показался интересным больше всего?

А нам пора отправляться в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной Капельке. Садимся на наш кораблик, закрываем глаза (включается музыка).

Ну, что ребята, мы с вами сегодня совершили огромное путешествие, у нас с вами получилось помочь Капельке. Вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. Я хочу пожелать вам всегда оставаться такими же любознательными. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте для себя что-то новое!

Давайте скажем до свидание нашим гостям!

Публикации по теме:

«Красная книга». Открытое занятие по экологии в средней группе«Красная книга». Открытое занятие по экологии в средней группе Согласно годовому плану нашего ДОУ, в первом квартале я должна была дать открытое занятие для сада в средней группе по экологии с учетом.

«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы Цель занятия: 1. Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; 2. Учить понимать роль человека в нарушении.

Интегрированное занятие «Капелька воды — весь мир» в первой младшей группеИнтегрированное занятие «Капелька воды — весь мир» в первой младшей группе Интегрированное занятие в первой младшей группе. Тема занятия: «Капелька воды - весь мир» Цель занятия: формировать представления о свойствах.

Конспект исследовательской деятельности по экологии «Капелька в гостях»Конспект исследовательской деятельности по экологии «Капелька в гостях» НОД «Капелька в гостях» Предварительная работа: Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». Чтение.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;.

Открытое занятие по экологии в старшей группе «Природа — наш дом»Открытое занятие по экологии в старшей группе «Природа — наш дом» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа- наш дом»Цель: формирование экологической культуры. Задачи: -закрепить.

Сценарий спортивного развлечения для детей старшей группы «Пугало ищет друзей»Сценарий спортивного развлечения для детей старшей группы «Пугало ищет друзей» В нашей группе прошло спортивное развлечение "Пугало ищет друзей". Хочется сказать большое спасибо мааам как огромному образовательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологии в старшей группе «Капелька ищет семью»
Опубликовано: 16 января 2024 в 07:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по экологии в старшей группе «Капелька ищет семью»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тимощенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД