Лучший педагог года

Занятие по развитию речи «Колядки»

Надежда Владимировна Жбанова
Занятие по развитию речи «Колядки»

Цель: Познакомить детей с Рождественскими колядками Помочь детям запомнить и эмоционально читать наизусть стихотворение (колядку).

Задачи:

- Учить детей понимать содержание стихотворения текста; формировать умение понимать художественный образ в произведении.

- Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения; умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи.

- Воспитывать любовь к художественному слову;

-Развивать познавательную активность, любознательность детей, эмоциональную отзывчивость;

Публикация «Занятие по развитию речи „Колядки“» размещена в разделах

-Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;

Обучающая:

Развитие звуковой культуры речи : тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения (колядки);

Развитие связной речи :

• Поддерживать стремление детей воспроизводить небольшое стихотворение (колядку).

Развитие словаря :

• Обогащать активный словарь дошкольников.

Развивающая : формировать представление детей о праздновании Рождественских праздников и заучивание колядок.

Воспитательная: воспитывать любовь к православным традициям своего народа.

Оборудование:

Выставка иллюстрации разных художников с изображениями празднования рождества, и фото-выставка.

Предшествующая работа:

Беседа с детьми о праздновании Рождественских праздников

Предшествующая работа:

Беседа.

Воспитатель: Какое время года сейчас? (Зима)

Зима самое интересное время для игр и забав. А еще зима богата праздниками.

Воспитатель: Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество)

В народе в старину эти праздники называли святками. Они продолжались с 7 по 19 января. В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и взрослые и дети. Наводили порядок в домах (хатах, по возможности покупали новую одежду, посуду. Старшие в семье учили детей колядовать, щедровать, засевать. Колядки – самый красивый обычай Рождества. Появился он, когда наши предки отмечали день зимнего солнцестояния, как день рождения солнечного бога Коляды. В этот день нося с собой его изображение, колядующие надевали одежду шиворот на выворот и возвещали всех о рождении нового солнца. С приходом христианства эта традиция немного видоизменилась. Вместо солнца атрибутом колядующих стала звезда, и восхвалять стали рождение Христа. Но в наследство от языческого обряда остались «хозяйские» или «людские» колядки – песенки, восхваляющие хозяина дома и желающие ему и его семье благополучия. В наши дни эта традиция особенно нравится детям.

На колядки все переодевались (рядились) кто во что мог (костюмы животных, маски, платки, сарафаны).

Все с нетерпением ждали ряженых с их колядками. Они ходили от дома к дому с восьмиконечной звездой, музыкой, песнями, поздравляли и прославляли хозяев, желали здоровья, благополучия. А хозяева угощали их пирогами, конфетами, колядками (фигурки животных, испеченные из теста). Все складывалось в большой мешок. Считалось, если ряженные не зашли в ваш дом, то не будет благополучия и здоровья. После колядования все ряженые заходили в избу – угощения высыпали на стол, садились вокруг него и кушали то, что наколядовали. Дальше пели песни, играли. Веселье продолжалось. Так и пошло название «коляда-кругом еда». А на утро 14 января – засевание (посевание). Нужно заходя в дом посеять зерном (чтобы у хозяев было благополучие, приговаривая:

Сеем, веем, посеваем

И достатка вам желаем.

Тексты колядок можно изобретать самостоятельно, ведь на Руси так и делали издавна. До нас дошла традиция благодарить колядующих за их песни и стихи. Не открыть дверь на Рождество считается плохой приметой. Выгнать колядующих было позорным и даже опасным. Их нужно было обязательно усадить за праздничный стол, накормить, да еще и подарками полные руки наполнить. А одаривают детвору и взрослых сладостями, фруктами да мелкими деньгами. Когда же ряженым отказывали в угощении, они могли ответить не столь добрыми пожеланиями. Так, хозяйкам говорили: «Пусть Господь в дом приведет одну коровы, да и ту худую, одну свинью, да и ту хромую!»

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Дети: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними своих друзей

Вместе жить нам веселей.

Воспитатель: Дети обратите внимание на выставку. Что вы видите? Правильно. Это изображения празднования рождества, а это ряженные. Все верно.

А сейчас я вас познакомлю с небольшими стишками-колядками.

Буду маме помогать

И пойду колядовать.

Буду песни петь, плясать,

С Рождеством всех поздравлять,

Чтобы праздник был вокруг,

С Новым годом, милый друг!

Рождество, скорей приди,

Подготовьте пироги,

Я приду колядовать,

Песни петь и танцевать,

Чтобы полнился ваш дом

Счастьем, радостью, добром.

Я иду колядовать,

Вас стихами угощать,

Сладенькими песнями

Прям из поднебесья.

Не жалейте для меня

Вы конфет и пирога.

Я пришёл (пришла) колядовать,

С Рождеством вас поздравлять.

Пусть заходит чудо в дом,

Поздравляю с Рождеством!

За монетку я приду,

Громко песенку спою

Про колядку-коляду.

Счастья в новом вам году.

С Боженькой пойду вдвоём

Нести радость в каждый дом.

Счастье, чудо, мир, уют

С нами вместе к вам придут.

Ангелы идут со мной,

К вам я их привёл домой.

Пусть они вас охраняют

И от зла оберегают,

Ведь в ответе пред Христом.

Поздравляем с Рождеством

Задаю вопросы на понимание идеи стихотворения.

- О чем стихотворение?

Дети: О веселье, о пожеланиях друг другу добра и счастья.

Воспитатель: Верно. Послушайте пожалуйста еще раз одну из колядок, которую мы с вами постараемся заучить.

Я пришёл (пришла) колядовать,

С Рождеством вас поздравлять.

Пусть заходит чудо в дом,

Поздравляю с Рождеством!

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам разделится на две группы. Кто-то будет ряженными, а кто-то хозяевами. А потом мы поменяемся ролями.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что делают ряженные?

Дети: колядуют.

Воспитатель: А что делают хозяева дома к которым пришли?

Дети: Угощают ряженных.

Воспитатель: Все верно. Давайте попробуем. Ряженные идут в гости, а хозяева их угощают.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята предлагаю вам вспомнить, о чем мы сегодня говорили и что делали.

Ответы детей.

Воспитатель : «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите взрослым о праздновании Рождества и попробуйте дома спеть колядки и пожелать добра, счастья и мира своим родным».

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи «День матери» Воспитатель Арсланбекова З. Г Цель: Развитие у детей доброго отношения, нежных чувств к самому близкому, родному и дорогому человеку – своей.

Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке»Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке» Доминирующая образовательная область Речевое развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная.

Итоговое занятие по развитию речи в средней группеИтоговое занятие по развитию речи в средней группе Итоговое занятие по развитию речи в средней группе Воспитатель Туева Т. Г. Задачи. Совершенствовать фонетический слух. Упражнять в изменении.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа)Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа) «Дерево дружбы». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. составитель: Соколова Г. В. ; картину нарисовала воспитатель.

Занятие по развитию речи «В гостях у Мухи-цокотухи» Цели: обучающие: Уточнить назначение предметов посуды, учить обобщать слова в группы. Упражнять в формировании относительных прилагательных.

Занятие по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки»Занятие по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки» Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Кол-во детей: 6-7 Ход НОД: (Звучит музыка из шкатулки,.

Занятие по развитию речи в старшей группе с презентацией. Занятие по развитию речи в старшей группе. Подготовила: Ширнина Людмила Васильевна воспитатель МКДОУ Петровский детский сад. Цель: используя.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по развитию речи «Колядки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Владимировна Жбанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Колядки»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 21:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД