Лучший педагог года

Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»

Марина Ширяева
Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»

Цель: поддержка становления и развития нравственности школьника.

Задачи:

1. развитие способности соблюдать собственные нравственные обязательства;

2. осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;

3. давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

4. осознание ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу нравственному и моральному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Ход занятия:

Блок 1

Добрый день! Наше занятие я хочу начать с притчи:

Притча о языке

Публикация «Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики „Словом можно убить, словом можно спасти“» размещена в разделах

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!». Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!». Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Эзоп, греческий философ[/i]

Еще одна притча говорит нам о влиянии наших слов.

Просмотр видеоролика Притча о гвоздях или её чтение:

Притча о гвоздях

«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр?

Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

Вопросы для обсуждения:

- Какие выводы вы можете сделать из этой притчи?

- Как вы полагаете, для чего отец, решил помочь своему сыну научиться контролировать свои эмоции, гнев?

- Как вы считаете, удалось ли отцу помочь своему сыну?

- Как вы думаете, почему мальчик понял, что легче контролировать свои негативные эмоции, нежели вбивать гвозди?

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Блок 2

Есть люди и дети, которые в своей речи часто используют нецензурные выражения, матерные слова или сквернословия. В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».

Знает ли кто-нибудь из вас о происхождении матерных слов?

На самом деле матерная брань появилась очень давно.

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь, т. е. можно сказать матерщина – это молитва бесам, сатане.

Матерясь на других такие люди посылали страшные проклятия на этих людей и их род. Но еще больше они вредили себе и своим близким.

Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани".

Во всех религиозных культурах сквернословие – тяжелый грех.

Блок 3

Кроме того, на сегодняшний день проведено большое количество исследований, которые подтверждают влияние слов на человека и все живое.

Просмотр видеоролика "Вода".

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Блок 4

За использование нецензурных выражений в общественных местах предусмотрена Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах.

Блок 5

Групповые дискуссии

Участникам предлагается обсудить следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков» (Аристотель.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани» (Поговорка.)

- «Каков человек, такова его и речь» (Сократ)

- «Злой язык – признак злого сердца» (Публий Сир)

- «Речь – это показатель ума» (Сенека)

Блок 6

Упражнение «Дерево добра»

А сейчас предлагаю вам посадить дерево добра. Но для того, чтобы оно выросло сильным и могучим мы должны укрепить его добрыми словами. Каждый должен написать доброе слово возле корней этого дерева. На сердечках дети пишут свои имена и прикрепляют их на ветки дерева.

В завершении сегодняшней встречи хочу прочитать вам стихотворение Эдуарда Асадова.

«О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Публикации по теме:

«Дагестанские игры со словом»«Дагестанские игры со словом» Дагестанские игры со словом Все возрастные группы Цель занятия: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к родному краю средствами музыки,.

Дидактическая игра «Назови одним словом»Дидактическая игра «Назови одним словом» Для разнообразия темы недели "Сообщества" я решила изготовить дидактическую игру "Назови одним словом". Главная цель игры: Закрепить умение.

Конспект занятия «Чем можно порадовать маму» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект НОД «На чём можно отправиться в путешествие?»Конспект НОД «На чём можно отправиться в путешествие?» Конспект НОД в старшей группе: «На чём можно отправиться в путешествие?». Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 31 - Маршина Елена Николаевна, г.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со словом и предложением» Тема: Знакомство со словом и предложением. Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы «Можно и нельзя» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: Можно и нельзя. Цель: Учить относить к себе лично.

Конспект занятия «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?» Цель: помочь учащимся осознать, что прощение - необходимая черта характера. Задачи: - разобрать понятие слова «прости» - познакомить со.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» .

Развивающая игра «Назови одним словом»Развивающая игра «Назови одним словом» Развивающая игра "Назови одним словом" относится к категории игр, способствующих развитию мыслительных процессов, но, в зависимости от вариантов.

Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики» Тема: Вред от нецензурной лексики Цели: 1. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы, ругательств, мата; познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»
Опубликовано: 23 мая 2019 в 12:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ширяева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД