Лучший педагог года

Занятие по патриотическому воспитанию «Русское устное народное творчество»

Башева Елена
Занятие по патриотическому воспитанию «Русское устное народное творчество»

Русское устное народное творчество

Комитет по образованию Октябрьского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного типа Детский сад №225 «Теремок»

Занятие по патриотическому воспитанию

Тема: «Русское устное народное творчество»

Подготовила: Башева Е. А.

Публикация «Занятие по патриотическому воспитанию „Русское устное народное творчество“» размещена в разделах

Программные задачи: воспитать у детей любовь к своей Родине, к народному творчеству; закрепить знания детей о русском фольклоре; познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать словарь детей по теме; показать красоту, напевность, красочность русского языка; закрепить умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

Материал: портрет А. С. Пушкина; книги с потешками, прибаутками; цветик-семицветик; карточка со считалкой, изображенной с помощью моделей; кассета с записью песни «С чего начинается Родина» М. Матусовского, магнитофон.

Предварительная работа: заучивание потешек, пословиц, считалок; загадывание загадок; чтение русских народных сказок; беседы о России; разучивание песен и стихов о Родине.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети стоят возле воспитателя, звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина».

Дети, вам знакома эта песня? Вы её слышали когда-нибудь раньше? Как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (высказывания детей)

Вы хорошо и правильно говорили, что Родина – это то место, где живёте вы, ваши родители и ваши друзья, где находится ваш детский сад, родной город. Когда вы подрастёте, то это понятие будет для вас значительно шире, потому что вы станете взрослыми людьми, выучитесь какой-нибудь профессии, будете трудиться на благо Родине.

Но независимо от того, какую специальность вы выберете, вы должны уметь выражать свои мысли. И если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми будет приятным, так как людям будет интересно вас слушать, вы всегда сможете поделиться с ними своими знаниями и отстоять свою точку зрения.

А что для этого нужно?

Да, верно, для этого нужно стараться, учиться. Поэтому любите и изучайте свой родной язык.

Дети, скажите, как называется наша Родина? (Россия). Значит мы кто? (Россияне) Россия – большая страна. Её населяют много народов, но большинство из них говорит на том же языке, что и мы с вами. А на каком языке мы говорим? (на русском).

Красив, богат и могуч наш русский язык. Вот об этом мы сегодня и поговорим. (дети садятся на стулья)

В древние времена русские люди ещё не знали букв, так как в то время их еще не придумали. Поэтому они не могли писать. И всё, что сочиняли, они передавали из уст в уста.

Как вы думаете, что означает это выражение: «из уст в уста»? (значит рассказывать друг другу)

Верно, в древние времена губы называли устами. Бабушка рассказывала сказку внучке; внучка вырастала и рассказывала её своей дочке, а та – своей. Это народное творчество и называли устным.

Вспомните, что относится к устному народному творчеству? (сказки, песни народные, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни)

В устном народном творчестве воспевалась народная мудрость, ловкость, трудолюбие русского народа.

Ребята, у меня в руках волшебный цветок – это цветик-семицветик. На каждом его лепестке находится кусочек народной мудрости. Мы будем по очереди отрывать лепестки и знакомиться с устным народным творчеством.

Итак, кто первый? (первый лепесток, воспитатель читает пословицу)

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Что это? (пословица). Какая мудрость в ней заключена? Какие пословицы вы еще помните?

(второй лепесток)

«Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой поматывает,

Чёрной гривушкой потряхивает.

Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!

Золотые они звяк, звяк, звяк!»

Ребята, что это? Как вы думаете, для чего нужны потешки и прибаутки? (чтобы забавлять детей, успокоить плачущего ребенка). Слова потешек и прибауток забавные, живописные, точные. Давайте вместе вспомним их. Я буду показывать иллюстрации, а вы читать потешки.

Игра «Узнай потешку по картинке»

А еще в потешках высмеиваются трусливость, хвастливость, лживость, недобросовестный труд.

Вспомните знакомую потешку: «Сбил, сколотил».

Пальчиковая игра:

«Сбил, сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы»

(третий лепесток)

(ставит перед детьми карточку, на которой с помощью моделей изображена считалка)

Давайте вместе прочитаем. Что это? Для чего нужны считалки? А вы помните еще считалки?

(четвертый лепесток)

Ребята, а этот лепесток предлагает нам сыграть в одну народную игру, которая очень хорошо вам известна. Вспомните, в какую игру мы с вами играли всегда, когда у кого-нибудь из вас день рождения?

Игра-хоровод «Каравай»

(пятый лепесток, воспитатель напевает колыбельную песенку)

Что я сейчас спела? Для чего нужны колыбельные песни? Вспомните, какую песенку пела вам мама или бабушка перед сном? Расскажите, какая колыбельная песня по характеру?

(шестой лепесток)

Ребята, угадайте, что это?

«В некотором царстве, в некотором государстве

Жил-был царь. И было у него три сына…»

Верно, так начинается сказка. И теперь я предлагаю вам поговорить о сказках. Они тоже относятся к устному народному творчеству. Русский народ сложил много сказок. У них у всех очень интересный сюжет и красочный, выразительный язык. Многие из этих сказок мамы и бабушки рассказывали вам с раннего детства. Вспомните, какие сказки вы знаете?

А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете сказки. Я буду читать отрывки из сказок, а вы попробуете отгадать, что это за сказка.

Игра «Отгадай сказку по отрывку»

Ребята, давайте подойдем к нашему книжному уголку. Скажите, чей портрет здесь стоит? (А. С. Пушкин). Как вы думаете, почему? (он великий русский писатель и поэт; он тоже любил русские народные сказки и сам писал их для детей).

Да, ребята, вы все правильно сказали. А. С. Пушкин родился и жил в Москве. В детстве у него была старенькая няня – Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше много сказок, и тот с удовольствием их слушал. А когда вырос, то первым из русских поэтов заговорил простым народным языком.

Но об этом более подробно мы поговорим в следующий раз.

А сейчас, ребята, я благодарю вас за то, что вы внимательно слушали и дружно отвечали на вопросы. Мы с вами еще будем говорить о России, русском языке и устном народном творчестве, слушать сказки, читать стихи, загадывать загадки для того, чтобы вы полюбили русский язык так же, как любил его А. С. Пушкин.

У нас остался последний лепесток. На этом лепестке написано стихотворение, которым я хотела бы закончить нашу беседу:

«Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти,

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!»

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество»Фотоотчет о фестивале народных подвижных игр в рамках проекта «Русское народное творчество» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию подборку русских народных подвижных игр, которые мы проводили в рамках.

Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество»Фотоотчет о тематической неделе «Русское народное творчество» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет тематической недели в средней группе "Русское народное творчество". Эта неделя, впрочем как и все остальные,.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по патриотическому воспитанию «Русское устное народное творчество» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Башева Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по патриотическому воспитанию «Русское устное народное творчество»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 12:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД