МААМ-картинки

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе (9 фото)

Вероника Гарбузова
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством.

Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно-прикладных промыслов: Городец, Хохлома, Дымка, Жостово.

- Развивающая: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи.

- Воспитательная: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

- Обогащать словарный запас детей: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки, жостовские подносы.

Методы и приёмы:

Игровой – игра на деревянных ложках.

Публикация «Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе» размещена в разделах

Практические – роспись барышни из картона в стиле дымковских мастеров.

Наглядный – иллюстрации, картинки, книги; городецкие росписи, посуда из хохломы, дымковские игрушки, жостовские подносы. Альбомы «Хохлома», «Городец», «Дымка», «Жостовская роспись».

Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы о декоративно – прик

ладном искусстве.

Средство – мини – музей «Декоративно-прикладного искусства», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской, жостовской, городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, подносы, фигурки и посуда из гжели, матрёшки из Полхово-Майдана, Семёновские матрёшки, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т. д.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе
Цель познакомить детей с декоративно прикладным искусством Задачи Образовательная расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно прикладных промыслов Городец Хохлома Дымка Жостово Развивающая учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи Воспитательная прививать любовь уважение и восхищение к труду народных мастеров умельцев

Ход занятия:1 часть. Организационный момент.

Занятие проходит в мини – музее детского сада. Звучит русская народная песня «Ах, вы сени».

2 часть.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Приглашаю Вас в мини-музей «Декоративно – прикладного искусства».

Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Многие предметы вам уже знакомы.

Послушайте стихотворение:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

- Ребята, знаете -ли вы что-нибудь про Городецкую роспись?

Дети: Да! Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

А теперь отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты»

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.) Ребята, что вы знаете о хохломе?

Дети: Это посуда и предметы мебели из дерева. Она украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне нарисованы золотые ягоды, цветы, листочки.

Воспитатель: Молодцы! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные птицы. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая.

Послушайте стихотворение:

«Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама,

И нигде на свете

Нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!» (П. Синявский).

Ребята, давайте поиграем на деревянных ложках, украшенных хохломской росписью! (музыкальное сопровождение- русская народная песня «Светит месяц»)

Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился!

А теперь отгадайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать».

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Конечно! Ребята, посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше.

Есть в Нижегородской области такое село - Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят свои "тарарушки"-так называют мастера свои игрушки-матрешки. Голова у матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке удалой задорный вид. платок на матрешке яркий, сарафан тоже. Самое яркое пятно-фартук. Расцвел на нем чудо букет! Узоры имеют названия- розан, яблочко, большая роза, колокольчик, виноград.

Сергиевская (загорская) матрешка живет десятки лет, у нее скромный наряд, расписана она чистыми, яркими цветами. У матрёшек из Семёнова на фартуках яркие букеты.

Самая известная 50-ти местная Полхов -Майданская матрешка вытачивалась, как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод. Рекорды многоместности побивались неоднократно, и последний был сделан на фабрике "Семеновская роспись" несколько лет назад. Там в подарок итальянцам выточили 72-х-местную матрешку при поддержке целого токарного цеха, она была высотой аж 1.5 метра. Так вот в Майдане совсем недавно (пока это эксклюзивная информация) был побит мировой рекорд в матрешкостроении. Теперь существует 75-ти-местная матрешка - пока единственная в мире. Она сработана частным мастером, и высота ее всего 90 см.

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Их матрёшками зовут».

Ребята, отгадайте загадку:

Разной формы, железные

В хозяйстве очень полезные

Черные, желтые, красные

Удивительно прекрасные.

Дети: Подносы.

Воспитатель: Правильно. Но они не простые. Посмотрите, какие красивые подносы у нас в музее, я сейчас расскажу вам ещё об одном промысле художественной росписи.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

C 1825 года в деревне Жостово Московской губернии пишут на подносах чудесные цветы.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.

Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм, является уникальным произведением народного искусства.

Особенности жостовской росписи.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.

А теперь я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте внимательно. «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.»

«Весёлая, белая, глина.

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови - ка меня!

Дети: Дымка.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

Дети: Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Вы хотите стать народными умельцами и мастерами?

Дети: Очень хотим!

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот вы и стали мастерами. Садитесь на свои места. Всё готово для вашего творчества. Начинаем расписывать Дымковскую барышню. (Звучит русская народная музыка).

Молодцы! Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте посмотрим ваши работы и оценим их!

Обогащать словарный запас детей городецкая роспись хохлома дымковские игрушки жостовские подносы Методы и приёмы Игровой игра на деревянных ложках Публикация Занятие по ознакомлению детей с декоративно прикладным искусством в подготовительной группе размещена в разделах Конспекты занятий Наглядный иллюстрации картинки книги городецкие росписи посуда из хохломы дымковские игрушки жостовские подносы

3 часть. Итог: Воспитатель: Ребята, вам понравился наш мини-музей? А какой промысел понравился больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе «Художник-пейзажист И. И Шишкин» Тема: Художник-пейзажист И. И Шишкин ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с искусством Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: Закрепить представление о живописи, как.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с искусством «Архитектура» НОД в подготовительной группе «Знакомство с архитектурой». Программные задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием «архитектура»;.

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Ознакомление детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством СЛАЙД :2 Определение и значение ДПИ Значение использования.

Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством»Паспорт проекта «Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством» Актуальность. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка.

Перспективное планирование по ознакомлению детей в средней группе с искусством .

Нравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусствомНравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусством Тема: «Нравственное воспитание детей при ознакомлении с русским и бурятским декоративно-прикладным искусством». Проблема развития детского.

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо»Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством «Украсим пасхальное яйцо» Цель занятия: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 17:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Гарбузова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД