МААМ-картинки

Занятие по хореографии «Якутские танцы»

Наталья Иванова
Занятие по хореографии «Якутские танцы»

Танцевальная культура неотъемлемая часть культуры народа, народном танцевальном искусстве вложен глубокий смысл, богатое содержание. Проблема сохранения и развития традиционной культуры якутов сегодня стоит очень остро. Уходят из жизни знатоки и носители этой культуры, забываются танцы и танцевальные элементы, возникшие в лоне древних обрядов, вобравшие в себя нравственных и эстетических устоев народа. Их утрата была бы невосполнима, и нужно поспешить с фиксацией, реконструкцией. Только при этом условии можно ставить вопрос о сохранении и дальнейшем развитии народной культуры в целом и танцевального искусства в частности.

Публикация «Занятие по хореографии „Якутские танцы“» размещена в разделах

Цель занятия: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с танцами народа Саха.

Мы предположили, что используя природные задатки детей к движению с помощью музыки и танца обогатить знание детей о родном крае, их традициях и обычаях.

Задачи:

- Изучить основные танцевальные движения танца «Стерхов», «Узоры», «Осуохай»

- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, пластичность, пространственную ориентировку;

- Формировать чувство коллективизма;

- Воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям народа Саха.

Используемый материал: наглядное пособие: национальный костюм, утварь, изделия, праздники, стерхи, ысыах, осуохай; музыкальное сопровождение: современные аранжированные танцевальные якутские мелодии «Приветственный», «Ого саас», «Узор» «Дьиэрэнкэй», «Стерхи».

Предварительная работа: ознакомление с этапом занятия: заход, поклон, разминка, танец, выполнение якутского поклона, изучение позиции рук и ног.

Ход занятия:

Звучит торжественная музыка, из танцевальной композиции «Приветственный танец» (музыка среднего темпа, с четким ритмом, дети танцевальным шагом заходят в музыкальный зал. Спина прямая, голова вытянута вверх, руки у девочек по 1 позиции Рисунок 1, у мальчиков руки за спину, при ходьбе носочки тянут. Танцевальным шагом делают один круг, затем встают в две линии, лицом к зеркалу и выполняют поклон. Поклон: и. п. стоя, носочки по 1 позиции, руки у девочек в 1 позиции, у мальчиков за спину. На «Раз» - шаг левой ногой вперед, правая нога вытягивается, центр тяжести переносится вперед, на «Два» - правая рука спереди поднимается вверх, ладони смотрят вверх, на «Три» - сделать наклон вперед вместе с руками, правая нога сгибается, левая нога вытягивается на носочек, на «Четыре» - исходное положение Рисунок 2,3 .

- Здравствуйте ребята, сегодня мы на занятии с вами познакомимся с якутскими национальными танцами. Наш народ Саха имеет свои традиции и обычаи, свои самобытные песни и танцы. В своих танцах и песнях они раскрывают всю красоту нашей якутской природы, рассказывают о легендарных героях, и с помощью них, мы можем больше и глубже узнать о народе Саха.

- Но, перед тем как начать нам нужно сделать небольшую разминку.

Разминка выполняется под танцевальную композицию «Ого саас» (музыка среднего темпа, с четким ритмом) (5-6 минут)

1. «Сова» (Мэкчиргэ) Рисунок 4

И. п. : стоя – ноги врозь, руки за спиной. «Раз» - поворот головы направо, со звуком «У», «Два» - исходное положение, «Три» - поворот головы налево, «Четыре» - исходное положение. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.

2. «Украшение дерева» (Салама). Рисунок 5

И. п. : стоя – ноги врозь, руки внизу с раскрытыми ладонями. «Раз»- понять правую руку вверх, ладони вниз, с одновременным поворотом головы, «Два» - исходное положение, «Три» - повторит то же влево, «Четыре» - исходное положение. Упражнение выполнить 4-5 раз в каждую сторону.

3. «Лучник» (Охчут). Рисунок 6

И. п. : Стоя – ноги врозь, руки впереди, кисти в кулак. «Раз»- согнуть правую руку, локоть отвести назад до отказа, «Два»- то же левой рукой. Упражнение выполнить 4 раз каждой рукой.

4. «Чорон» (Чороон) Рисунок 7

И. п. : стоя – ноги врозь, руки вверх с раскрытой ладонью. На каждый счет выполнить наклоны в стороны. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.

5. «Мутовка» (Ытык). Рисунок 8

И. п. : стоя – ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет выполнить поворот туловища направо и налево. Упражнение выполнить 4 раза в каждую сторону.

6. «Нога к ноге» (Атах тэпсиитэ) Рисунок 9

И. п. : стоя, руки на поясе. «Раз»-вытянуть правую ногу вперед, «Два» -исходное положение, «Три» - вытянуть левую ногу вперед, «Четыре» - исходное положение. Упражнение выполнить 4 раза на каждую ногу.

7. «Прыжки вприсядку» (Чохчоохой) Рисунок 10

И. п. : широкая стойка, руки на бедре. На каждый счет выполнить небольшие прыжки на двух ногах. Упражнение выполнить в течении 15-20 секунд, 2 раза.

- Молодцы, ребята. Правильно и красиво выполнили все движения разминки. А сейчас, мы будем танцевать. Первый, наш танец называется «Узоры». С давних времен Якутия славится своими мастерицами и народными умельцами. Все свои изделия, будь это посуда, одежда, музыкальный инструмент они украшали красивыми узорами. Вот посмотрите, на эти красивые изделия.

Во время ознакомления на экране показывается народная утварь, одежда, узоры.

- Ребята, вам понравились узоры?

- Да.

- Теперь эти узоры мы покажем в танцевальных движениях, повторяйте за мной.

Все движения выполняются стоя, на каждый счет слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом)

1. «Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук.

2. «Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются макушки головы.

3. «Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями вверх.

4. «Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук положить на плечо.

5. «Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями, смотрят вверх.

6. «Обратная стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены тыльной стороной, смотрят вниз.

7. «Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком.

После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления варьировать упражнения по линиям

А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем меняются;

Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем меняются;

В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем меняются и т. д.

- Ребята, мы с вами сделали очень красивые якутские узоры. Скажите ребята, а вы знаете кто такие стерхи?

- Да, эта белые и красивые птицы.

- Вы правильно сказали ребята. Эта очень красивые птицы, их осталось очень мало, и их нужно охранять, и беречь. А знаете, ребята у якутов есть поверие, если увидеть танец стерхов, то ты будешь счастливым человеком. Стерхи танцуют очень красиво, плавно и нежно. Сейчас мы с вами превращаемся в красивых, грациозных птиц Стерхов (Кыталык).

Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Стерхи» (музыка медленная, плавная)

- Первое движение – взмах крыльев. Руки «крылья» отводим за спину и плавно под музыку поднимаем вверх над головой, голова двигается за руками. Молодцы! Следующий взмах – это, взмахи одной рукой. Сначала делаем взмах правой рукой, затем левой. Рука двигается плавно и нежно. Хорошо.

- Следующее движение называется «водопой». Стерхи питаются рыбой и очень любят купаться в воде. Это движение нужно выполнить так, ноги поставить вместе, руки за спину. Сначала нужно слегка присесть, затем наклонить корпус вперед как будто хочется выпить воды и прогнуться, встать и принять исходное положение.

- Третье движение называется «танец стерха». Принимаем исходное положение, ноги месте, руки за спину. На «раз»- правую ногу согнуть в коленях и высоко поднять, руки выполняют большой взмах вверх над головой, на «два»- принять исходное положение, на «три»- слегка присесть, правая рука выполняет взмах вперед перед грудью и обратно, на «четыре» - выполнить взмах вперед левой рукой и отвести ее обратно в исходное положение.

- И последнее движение – это полет стерха. Все повернулись в правую сторону и по кругу идем легко на носочках, руки в стороны выполняют взмахивающие движение с небольшой амплитудой. Теперь руки выпрямляем, держим ее твердо и прямо, выполняем небольшие наклоны корпусом направо и налево.

После каждого объяснения и показа руководителем, танцевальное движение выполняется вместе с детьми. Количество выполнения движений 6-8 раз.

- Как вы красиво, плавно и грациозно станцевали танец стерхов. Молодцы, ребята у вас очень хорошо получилось.

- Скажите, ребята, а какой праздник мы отмечаем каждый год зимой?

- Новый год.

- Правильно, новый год. Оказывается у наших предков, у якутов тоже каждый год отмечали этот праздник. Новый год у якутов проводился не зимой, а летом. После долгой и суровой зимы они с радостью встречали лето и праздновали ее величественным и большим праздником – Ысыах.

На этом празднике пели самые лучшие песни, танцевали самые красивые танцы, а в соревнованиях побеждали самые сильнейшие люди. Среди всех танцев у якутов на ысыахе, почитался особый, ритуальный танец – танец солнца «Осуохай».

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вам кажется, почему этот танец назвали танцем солнца?

- Ответы детей.

- Правильно, ребята. Наши предки преклонялись перед солнцем, считали ее самой великой из всех светил. Солнце дает тепло, свет и жизнь всему окружающему.

- И сейчас, мы с вами потанцуем этот танец солнца «Осуохай». Для этого нам нужно встать в круг близко друг к другу, взяться за руки, согнуть руки в локтях. Левую ногу ставим вперед и выполняем шаг вперед-назад с продвижением влево. На «раз»-присесть на левую ногу, корпус слегка наклоняется вперед, правая нога на носочке, на «два» - присесть на правую ногу, корпус назад, носочек левой ноги тянем. Руками выполняем легкие качающие движения вверх-вниз. Давайте попробуем. Молодцы,ребята, хорошо получается.

- Осуохай танцуют под определенную песню. В каждом осуохайе есть свои запевалы, которые воспевают красоту нашей матушки природы, наш народ и наши достижения. Запевала поет, а танцующий народ за ним повторяют. Давайте и мы с вами попробуем станцевать танец осуохай с песней. Сейчас я буду запевалой, а вы после каждой строки повторяйте за мной, хорошо.

-Хорошо.

- Осуо-осуо осуокай,

Эсиэ-эсиэ эсиэкэй.

Садка кэлэн бисиги

Саха састын ункуутун

Сатыыр-таптыыр буоллубут.

Араас омук охолоро

Атас-догор буоламмыт,

Арыалласа сиэттиЬэн

Айхал тылы этэбит

Охо кыра эрдэхтэн

Оонньоон-ыллаан исиэххэ

Эйэлээхтик сылдьыахха,

ЭЬиэкэйдээн тэйиэххэ

Осуо-осуо осуокай,

Эсиэ-эсиэ эсиэкэй.

- Молодцы, ребята у нас получился очень красивый танец «солнца», все хорошо подпевали и правильно выполнили движения.

- Незаметно и быстро прошло время занятия и пришло время прощаться. Давайте, все встанем в две линии.

- Ребята, скажите, а с какими танцами мы сегодня с вами познакомились?

- С якутскими народными танцами, узоры, стерхи, осуохай.

- А какие танцы вам больше всего понравились?

- Ответы детей.

- Сегодня на занятии вы танцевали очень хорошо, ритмично, плавно, хорошо слушали музыку. Молодцы, ребята. А сейчас сделаем якутский поклон.

Дети выполняют поклон. Звучит музыка, танцевальная композиция «Дьэрэнкэй», дети подскоками выходят из музыкального зала.

Прикреплённые файлы:

prilozhenie_442dg.pptx | 1006,6 Кб
 
Публикации по теме:

«Танцы — это важно!»«Танцы — это важно!» В феврале 2011 года мы с мужем привели нашу дочь в танцевальную студию «ТВ». Дочке не было и шести лет. В студии велись занятия по танцу.

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги»Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги» 1. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе. - Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (ложка,.

Доклад «Роль атрибутики в создании целостного художественного образа в хореографии и тетрализации» “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире игры, сказки, музыки, Фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.

Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей»Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» Фотоотчёт выступления на Городском семинаре с мастер-классом «Коммуникативные игры и танцы для детей» 1. Коммуникативная песня-игра «Здравствуй,.

Занятие по математике «Цифра и число. Количество. Ориентировка на листе бумаги»Занятие по математике «Цифра и число. Количество. Ориентировка на листе бумаги» Программные задачи: Учить устанавливать соответствие между цифрами и количеством предметов,устанавливать равенства; Ориентироваться на.

Консультация для педагогов «Танцы народов мира» Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл.

Консультация «Танцы — это здорово!»Консультация «Танцы — это здорово!» Консультация «Танцы -это здорово!» На неделе у нас в Аскизе прошел конкурсный набор на кружок хореографии при районном Доме Творчества.

Мастер-класс. Танцы и игры с нестандартным оборудованием «Парашют»Мастер-класс. Танцы и игры с нестандартным оборудованием «Парашют» Цель: Продемонстрировать возможности использования парашюта на НОД и физкультурно – оздоровительной работе. Задачи: 1. Пропаганда здорового.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду» В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении.

Публикация Занятие по хореографии «Якутские танцы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по хореографии «Якутские танцы»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 16:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД