МААМ-картинки

Занятие «Музыкальные инструменты»

Емельянова Наталья
Занятие «Музыкальные инструменты»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

-Учить детей различать музыкальные инструменты по типу.

-Познакомить с развлекательной, обрядовой и магической функцией народных инструментов.

-Развивать ритм при игре на ударных инструментах.

-Воспитывать любовь к русской народной культуре, эмоциональную отзывчивость на народную музыку.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение: народные, гусли, гусляр, ударные, духовые, струнные.

Публикация «Занятие „Музыкальные инструменты“» размещена в разделах

Активизация: скоморохи, бряцание, диковинные, трещотки, бубен, свирель, рожок, жалейка, пыжатка, сопель, ложки, балалайка, пастушок, струны.

ИНТЕГРАЦИЯ: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие».

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:

-Объяснительно - иллюстративный.

-Наглядно-слуховой.

-Репродуктивный.

- Эвристический.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: русские народные инструменты, аудиозаписи звучания балалайки, дудочки, гуслей, народного оркестра, костюм пастушка. Слайд – презентация «Русские народные инструменты». Угощение для детей.

Ход НОД:

Дети входят в зал под звучание оркестра русских народных инструментов.

М. Р. : Здравствуйте, дети. Сегодня музыкальное занятие у вас проведу я.

Вы меня знаете? (нет)

М. Р. : И я вас не знаю, давайте встанем в круг и познакомимся. Нужно прохлопать своё имя. Вот так: (показываю)

А теперь попросим воспитателя (хлопает) А теперь все дети по очереди. М. Р. : Молодцы!

М. Р: Дети, а вы заметили, что у нас сегодня гости на занятии, давайте с ними поздороваемся. Здороваемся хлопками. (Слайд № 2)

М. Р. : Дети, понравилась ли вам музыка, под которую вы вошли сегодня в зал?

-Что вам хотелось делать?

-Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

Ребята, это для вас звучал оркестр русских народных инструментов. А давным-давно, в старые - старые времена, когда оркестров ещё не было, людей веселили бродячие музыканты – скоморохи. (слайд №3,4) Они ходили из села в село, из города в город, потешая народ песнями, шутками, да игрой на разных диковинных инструментах. Вот о музыкальных инструментах у нас сегодня и пойдёт речь.

Присаживайтесь на стульчики.

М. Р. : В старые времена, люди сами себе мастерили музыкальные инструменты. (слайд №5) И не только мастерили, но и сыграть на них могли так, что ноги сами в пляс пойдут. Говорят, так играли, что звёзды с неба падали! Музыкальные инструменты, придуманные и сделанные народом, называются народными. Делали в старину инструменты из разных дощечек, поленьев, кожу натягивали на деревянные круги, использовали колокольчики, деревянные ложки.

-Вот на этих инструментах как играют?

- Правильно, ударяя пальцами, или друг о друга.

Музыкальные инструменты, звук которых, извлекается ударом, называются ударными. В старину все ударные инструменты называли бубнами, а игру на них бряцанием или ударянием. (слайд №6)

А сейчас давайте мы с вами поиграем с бубном: (все встали)

Ты катись, весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сыграет громко нам. (Повторить 2 раза)

Музыкальные инструменты в старину служили не только для развлечения. Как верили когда-то, они обладали и особой волшебной силой. Эта сила оберегала от всякого зла. Так, весной, встречая праздник Егория, первый раз выгоняли в поле домашних животных (коров, овец, коз). В этот день дети вставали пораньше, брали в руки самые шумные музыкальные инструменты, всё, чем можно было постучать и погреметь - трещотки, полешки, ложки и пр. И со страшным грохотом бегали по деревне - прогоняли всякую нечисть. И мы с вами сегодня поиграем на ударных инструментах. Только вначале нам надо разогреть свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Бабушка Варварушка»

Повторяйте со мной: Бабушка Варварушка вязала внукам варежки:

Васеньке большому, Ванечке худому,

Петеньке длиннющие, Коленьке теплющие.

Ну а внучке Катеньке - голубые с кантиком!

Сейчас я вам раздам инструменты, рассмотрите их, какие они? Гладкие, тёплые, красивые. Возьмите кому как удобно.

Мы с вами сыграем на ударных инструментах русскую народную мелодию «Как под горкой под горой».

Я вам буду подыгрывать на баяне, это тоже народный инструмент.

Как у нас замечательно получилось, мы с вами настоящие музыканты.

(складываем инструменты в туесок)

- А кто раньше пас на лугу домашних животных? (Слайд №7)

-Правильно, пастушки. В пастушки брали людей, которые умели играть на дудочках, рожках, свирелях, жалейках. Пастух играл на этих инструментах по очереди. Таким инструментам тоже присваивали волшебные свойства. В народе примечали, что домашние животные охотно шли за пастушком, когда он играл на дудочке или рожке. А что нужно сделать, чтобы зазвучала дудочка? Правильно, дунуть в неё. Музыкальный инструмент, звук из которого происходит от того, что в него дуют, называется духовым. (слайд №8)

Давайте вместе скажем: Духовой. Такой инструмент делали из берёзы или липы, а то и просто из тонкой тростинки. Дуда, пыжатка, сопель, свирель - тонкая дудочка, а на ней много дырочек. Пастушок закрывает дырочки пальчиками, а сам дует в неё и получается нежная мелодия:

Слушаем аудиозапись. Красиво звучит, сказочно.

Сейчас мы выберем пастушка, кто сможет выполнить эту роль? Выбираем, наряжаем. Пастушок пойдёт по залу и будет «играть» на дудочке (имитировать, я буду петь песенку, а дети подпевать мне слова припева.

Физминутка:

Инсценировка русской народной песни «По деревне идёт Ваня пастушок».

- Молодцы. Очень здорово у нас получилось.

-Ребята, а сегодня я расскажу вам ещё об одном старинном русском народном инструменте. Это гусли. (слайд №9)

Этот инструмент состоит из коробочки-резонатора, на который натянуты струны. А играют на нём, перебирая пальцами струны:

Пальцы скорые,

Струны тонкие,

Отзываются гусли звонкие

Песня длинная, песня славная.

Вся былинная, стародавняя.

Слушание аудиозаписи звучания гуслей.

Этот старинный инструмент как будто переносит нас в стародавние времена. Как будто в сказке побывали про богатырей, про соловья-разбойника, да славного гусляра Новгородского Садко (показ иллюстрации). (слайд №10)

-Ребята, на гуслях играют, задевая струны, а какие ещё инструменты со струнами вы знаете? (балалайка, гитара). Верно. Музыкальные инструменты, звук у которых появляется, играя на струне, называются струнными. (слайд №11)

Давайте послушаем, как звучит балалайка. (Аудиозапись). (слайд №12)

Балалайку называют символом России. У каждого народа свои музыкальные инструменты, а истории про них похожи на сказку.

Ну а мы с вами сегодня узнали, что инструменты бывают?. ударные, духовые и струнные. Что вам понравилось больше всего? Вы очень хорошо занимались.

Давайте заглянем в пастушью сумочку, как вы думаете, что в ней? В старину мамы сами делали сладости для своих детей – угощаю петушками на палочке.

Всем спасибо. Дети уходят под звуки оркестра народных инструментов.

Рассаживайтесь поудобнее. Я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов.

А чтобы попасть туда, вы должны разгадать загадки.

1. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку:

Вы узнали? Это (ложка).

2. Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень.

(трещотка).

3. Голова об шапку — бом!

И на всю округу — гром!

(Бубен).

4. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!

(Маракас)

5. Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его- молчит.

Стоит только в руки взять,

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон,

Динь-дон-дон, динь - дин-дон. (Колокольчик)

5. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна.

(Дудочка)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! Сейчас мы смело можем отправиться в путешествие.

«Сказку про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Примечание:

Музыкальный руководитель рассказывает, детям сказку, сопровождая свой рассказ показом презентации.

Слайд 1

Музыкальный руководитель : Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 2

Музыкальный руководитель : Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Слайды 3

Музыкальный руководитель : Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Музыкальный руководитель : В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

Слайды 4

О них мы поговорим на следующем занятии.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки скоморохов, потешавших народ.

- Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный (инструмент.)

Муз. рук. - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да)

Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)

Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты?

Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой,)

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

– Представьте, что перед нами большое дерево Акация, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

Муз рук - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

Муз. рук - А сейчас мы представим, как дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) в ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или, когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)

Муз. Рук - А теперь представим берег реки. Ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

Муз. Рук - а теперь представим. Что к реке вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны. Звук балалайки

Муз. рук. - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Муз. рук. - Ребята, вам понравилось, как играли лесные музыканты? (Да)

А какие инструменты вы узнали? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.)

А вы бы хотели стать музыкантами? (Да)

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты»Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка - это основное средство для познания.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты». Часть 2 Загадки на тему "Музыкальные инструменты". Часть 2.1. И ветер, и волну морскую Всё струны нам изображают. Все звуки музыки рисуют.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты»Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Музыкальные инструменты для проведения занятияМузыкальные инструменты для проведения занятия Для проведения интересного музыкального занятия у меня под рукой есть различные инструменты (и не только музыкальные). Это деревянные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Музыкальные инструменты»
Опубликовано: 14 января 2024 в 17:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Музыкальные инструменты»» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД