Получи документы

Занятие исторического кружка «Как жили наши предки»

Татьяна Уварова
Занятие исторического кружка «Как жили наши предки»

Тема: «Как жили наши предки»

Задачи:

- расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков;

- развивать умение строить макет древнерусского города, учить читать схемы;

- воспитывать любовь к Родине, желание изучать историю родной страны.

Ход занятия:

Дети стоят у Ленты времени.

Публикация «Занятие исторического кружка „Как жили наши предки“» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое. Вы уже знакомы с Лентой времени. Вот мы с вами отметили год 2023 – это наше настоящее. А теперь закройте глаза, сосчитайте от 10 и обратно (дети считают). Вот мы и оказались в 988 году. Это год основания нашего государства - Древней Руси.

Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, озер, лесов, долин давным-давно жили славяне. «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель: Они были нашими предками. Кто из вас ребята, может сказать, что означает слово «предки?»

На примере бабушек, дедушек, прадедушек дети приходят к выводу, что предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много-много лет назад.

Воспитатель: Свои жилища славяне строили на холмах. Как вы думаете почему?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Вы правы. Такое расположение было необходимо для самообороны. У славян было много врагов: печенеги, половцы, хазары. Враги опустошали земли и разоряли жилища, но славяне храбро оборонялись защищая свою землю. А еще расположенное на возвышенности поселение хорошо продувалось ветром, там был всегда свежий воздух. Рядом с поселением всегда протекала река, или находился водоем. Как вы думайте почему?

Воспитатель дает ребятам высказать свое мнение.

Воспитатель: Река- это водная преграда (помощь в обороне, источник питьевой воды, средство передвижения, и перевозки грузов, она необходима для хозяйственных нужд жителей поселения.

А еще в старину было много непроходимых лесов. Часто селение славян со всех сторон окружал лес. Лес, как и река, был необходим нашим предкам. Люди прятались там во время нападения врагов, лес был строительным материалом, из которого строили дома, в лесу охотились, собирали грибы, ягоды, занимались бортничеством.

Воспитатель: Поселения славян назывались «деревни», потому, что дома строились из дерева.

А теперь я предлагаю построить макет деревни.

Дети на возвышенном месте (холме) огороженном частоколом расставляют домики, церковь. Рядом располагают реку, лес.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас зайти в древнерусский город. В древнем городе все было построено из дерева. Русские мастера возводили дома из дерева, ладили заборы, наводили мосты, даже дорога (мостовая) были из дерева.

Смотрите вот перед нами русская изба.

Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека. «Дом построить – не шапку на голову надеть» - говорит нам пословица. Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. И часто всем миром (собирались всем народом). Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть «улицей» (находилась у лица дома). Дом смотрел на мир окнами-глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни.

Называли их ласково – оконца и украшали наличниками. Почему так назывались?

Предположения детей.

Воспитатель: Да, потому, что находились «на лице» дома. Были у окошек и ставенки, их закрывали на ночь. Крыша у избы была не ровная, а со скатом. Как вы думаете почему? (Чтобы вода стекала, а снег скатывался) Часто крышу дома украшал конь (конек). Древние славяне верили, что он охраняет домашний очаг.

Мы с вами выучили пословицы. Назовите их.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

Домом жить - не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Воспитатель: Дома простых людей стояли рядышком, как сестрички прижавшись друг к другу. Дома богатых жителей очень отличались. Дом был обнесен глухим забором. Он мог иметь несколько этажей, был украшен башенками. Крыша напоминала купол. Окна в таких домах были украшены кружевными решетками. Такой дом избушкой не назовешь – это терем.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки,

Золотые гребешки,

А в перилах, на крылечке

Мастер вырезал колечки

Завитушки да цветки,

Все раскрасил от руки.

Воспитатель показывает фотографии разных жилищ: от избы до терема.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас, ребята, зайти в русскую избу.

Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печи тепло и уютно. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, там спали маленькие и старенькие. Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная», «У печи все красное лето»

Ребята загадайте нашим гостям загадки о печи…

Дети:

«Шуба в избе,

Рукав на улице»

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Накормишь – живет,

Напоишь – умрет»

«Толстая Федора

Наедается нескоро,

Но зато когда сыта –

От Федоры теплота»

«Мать – толста,

Дочь – красна,

Сын – бес, долетел до небес».

«Бабушка седа-бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают».

Воспитатель: Ребята, а в каких русских сказках встречается русская печь?

(«Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему веленью»)

Воспитатель: Ребята сейчас я предлагаю вам предлагаю поиграть в игру «Вещи из старины»

Перед вами лежат вещи наших предков. Я буду загадывать загадки, а вы находить эти вещи.

Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает (ухват)

Черный конь скачет (кочерга)

Стоит толстячек, блестит бочек, шипит, кипит, всем чай пить велит.

Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает (веник) и. т. д.

Воспитатель: А какие вкусные угощения дарила нашим предкам русская печь!

Как вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом. В старину говорили: «Всё, что есть в печи, на стол мечи».

Так что же ели наши предки славяне?

Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росли гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу. На огородах росли овощи – морковь, репа, свекла, капуста. Огурцы солили в бочках. У кого была корова пили молоко, ели творог, сметану, масло. В лесу собирали грибы и ягоды, занимались бортничеством. В реках ловили рыбу. Пили квас и мед.

Я предлагаю вам поиграть в еще одну игру «Что ели наши предки»

Я предлагаю вам выбрать из предложенных продуктов то, что было на столе у наших славян?

Дети выбирают нужные продукты.

Воспитатель: Ребята, помните, как заканчиваются наши русские народные сказки?

И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало….

Заканчивается наше путешествие в прошлое. Сейчас я предлагаю вам отведать самое распространенное блюдо наших предков славян. Этот продукт называется «тюря».

Готовили его из хлеба, замоченного в квасе, добавляли в него лук.

Угощайтесь, ребята!

Публикации по теме:

«Кактус в горшочке». Занятие кружка по тестопластике«Кактус в горшочке». Занятие кружка по тестопластике Цели и задачи: 1. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики, закреплять навыки.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Наши подарки к 23 февраля — «Открытка-кружка».Наши подарки к 23 февраля — «Открытка-кружка». Приближается 23 февраля - День защитников Отечества. Мы с детками (подготовительная группа) долго решали, что сделать для пап, дедушек,.

Занятие по объемной аппликации в средней группе «Кружка»Занятие по объемной аппликации в средней группе «Кружка» Объемная аппликация «Кружка» Аппликация «Кружка» в средней группе «Неваляшки» (4-5 лет) МБДОУ Детский сад № 303 наша кружка готова. Цель:.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие исторического кружка «Как жили наши предки»
Опубликовано: 17 января 2024 в 10:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД