Получи документы

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников

Кира Маркова
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников на примере натюрморта.

С целью изучения механизмов формирования и развития детского творчества в аппликации исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ № 257 г. Ульяновска в подготовительной группе. В данной группе число детей составляет 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек. Дети этой группы очень активные, с интересом занимаются на занятиях.

Публикация «Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников» размещена в разделах

Уровень познавательных процессов достаточно высок. У детей развито мышление, психические процессы – воображение, память. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают выполнять аппликацию с использованием привычных материалов – бумага, картон.

Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-педагогический эксперимент – основной метод исследовательской работы, специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка; это анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение; на этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность;

-метод математической статистики - применение этого метода анализа собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надежность выводов из них и дает больше оснований для дальнейших творческих обобщений.

Самое важное после завершения исследования – внедрение его результатов в практику.

Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов.

Задачами исследовательской работы является:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике аппликации;

- разработка путей развития творческих способностей в области аппликации нетрадиционными техниками и материалами;

- апробирование инновационных техник в аппликации для развития художественных способностей старшего дошкольного возраста.

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

2.1. Особенности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в аппликации

(задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента)

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень художественно-творческих способностей в аппликации и использование детьми старшего дошкольного возраста различных техник и материалов для создания выразительного образа в аппликации.

Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа МБДОУ Д/с № 257 г. Ульяновска. В данной группе число детей составляет 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек. Дети этой группы очень активные, с интересом занимаются на занятиях.

Для проведения диагностики были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области аппликации.

Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность владеть и рационально применять различные техники и материалы в аппликации.

4) увлеченность темой и техникой; творческое отношение к работе;

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в аппликации стала способность создания художественного образа с помощью применения различных техник и материалов.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Корзина с фруктами».

Целью данного занятия было :

- развить способность создания художественного образа, на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью различных материалов;

- развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники и материалы в аппликации.

Для проведения эксперимента мы дали задание детям – изобразить в аппликации «Корзина с фруктами», фрукты в данном случае – виноград, яблоко и грушу, а так же корзину, выполненную в технике плетения. Ребятам были предложены: различные материалы; цветная бархатная и гофрированная бумага, картон, пайетки, ткань, нитки, крупа, бисер, гофрированный картон, клей, ножницы, после чего дети активно приступили к работе. Положительным в занятии было то, что дети увлеченно работали, заинтересовались предложенной техникой аппликации.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью данного дополнительного материала. Ребята отдавали предпочтение работать со знакомыми материалами - бумага, картон. Лишь несколько ребят использовали в своих работах, пайетки, крупу, и гофрированный картон.

В соответствии с критериями было выделено три уровня творчества :

1,0 - 1,5- низкий уровень;

1,6 - 2,5- средний уровень;

2,6 – 3,0- высокий уровень.

Таким образом, принимая во внимание анализ детских работ, сделанных во время констатирующего эксперимента, были отобраны 10 детей с различным уровнем изобразительных способностей: 1–высокий, 5-средний, 4-низкий – для экспериментальной группы, остальные 10 являются контрольной группой.

Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в таблице

Кол-во детей % Кол-во детей %

Низкий 4 40% 3 30%

Средний 5 50% 6 60%

Высокий 1 10% 1 10%

Сравнение уровней развития творчества детей экспериментальной контрольной групп в аппликации на констатирующем этапе в %.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей присутствует только при условии интереса к работе. Способность создавать художественный образ у многих ребят отсутствует; способность к рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как, у которых наиболее высокий уровень развития выше перечисленных способностей.

В ходе занятия дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционному материалу. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы из нетрадиционных материалов, дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как дети действовали по образу воспитателя. Хотелось бы отметить, что один ребенок, обратил на себя внимание сразу, так как уверенно использовал в своей работе нетрадиционную технику изображения. В процессе беседы мы выяснили, что этот ребенок много занимается дома с мамой. По результатам диагностики мы определили, что у мальчика высокий уровень развития изобразительного творчества : он, верно передал форму и строение предметов, в процессе работы сохранял интерес к деятельности. Замысел сформировался у него до начала работы, но здесь мы выяснили, что нечто подобное он уже делал дома с мамой, поэтому мы не можем сказать, что идея была, целиком и полностью его.

Одна воспитанница, которая в самом начале исследования заниматься не хотела, так как она решила, что у нее не получиться выполнить данную поделку – приступила к работе, хотя без особого энтузиазма, но ее работа получилась удачной. Особой оригинальностью работа не отличалась, но в ходе занятия Оля заинтересовалась выполнением своей работы и выполнила все правильно, передавая цветовую гамму и строение предметов. Затруднение вызвало плетение корзинки. Итак, ее уровень изобразительного творчества был средним.

Результаты диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне развития изобразительного творчества. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило. Ребята отставали в выполнении работы и поторопились в дальнейшим ее выполнением. Форма и строение предметов передавались неточно,работа получилась лучше, но также просматривалась не точная форма и строение предметов.

У воспитанника у которого также низкий уровень изобразительного творчества также был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но как только у него, что то не получалось, и просил заменить ему лист картона. В общем, можно сказать, что дети справились с поставленной задачей, но им было не привычно работать с этим материалом. В общем, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в целом изобразительные навыки детей в большинстве находятся на среднем уровне, но не со всеми материалами они знакомы, что вызвало затруднение в работе. Данные результаты помогли нам разработать дальнейшую линию работы по развитию творческих способностей детей в аппликации.

Публикации по теме:

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь»Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Мастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчестваМастер-класс конструирования в нетрадиционной технике «Пудель» из нетрадиционных материалов для совместного творчества Мастер – класс: Конструирование в нетрадиционной технике «Пудель» их нетрадиционных материалов Автор: Федосеева Юлия Владимировна Возраст:.

Мастер-класс по изготовлению поделки из картона с аппликацией из гофротрубочек «Автомобиль» для старших дошкольниковМастер-класс по изготовлению поделки из картона с аппликацией из гофротрубочек «Автомобиль» для старших дошкольников Данная поделка может быть открыткой на День отца, День рождения и просто интересной игрушкой. Материалы и инструменты: - Белый картон.

Мастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техникахМастер-класс по ручному труду «Яблоньки» из нетрадиционных материалов и в нетрадиционных техниках Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги, одноразовая бумажная тарелочка светлого зелёного цвета, пряжа для вязания.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников
Опубликовано: 20 января 2023 в 20:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кира Маркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД