Лучший педагог года

Занимательная математика с блоками Дьенеша. Кружковая работа в ДОУ

Ольга Селихова
Занимательная математика с блоками Дьенеша. Кружковая работа в ДОУ

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.

Публикация «Занимательная математика с блоками Дьенеша, Кружковая работа в ДОУ» размещена в разделах

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Задача кружка – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). Каждый малыш стремится к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Наш детский сад вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым.

Конечной целью данного кружка является расширение кругозора математических представлений у детей.

В средней группе «Непоседы» (возраст детей 4-5 лет) организован кружок "Занимательная математика". Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработан учебно-тематический план. Работа по дополнительному образованию рационально сочетается с выполнением программных задач.

Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение 2016-2017 учебного года. Кружок проводится один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.

К концу года дети научатся:

– различать, называть геометрические фигуры;

– выявлять и абстрагировать свойства;

– использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

– сравнивать предметы по их свойствам;

– ориентироваться в пространстве и на плоскости;

– высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на форсированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Цель данного кружка :

Формирование умственных способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша (математическое развитие).

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

Формировать умение находить сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;

Формировать умение выявлять свойства в объектах, называть их,

Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем)

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, наблюдательность, самостоятельность.

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

Принципы, лежащие в основе кружка :

– доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

– научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

– наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

– демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– последовательность (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение 2016-2017 учебного года. Кружок проводится один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.

К концу года дети научатся:

– различать, называть геометрические фигуры;

– выявлять и абстрагировать свойства;

– использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

– сравнивать предметы по их свойствам;

– ориентироваться в пространстве и на плоскости;

– высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на форсированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Индивидуальная работа :

– Выявить уровень развития математических представлений у детей

дошкольного возраста.

– Определить перспективные работы с ребенком (задачи, содержание,

формы, методы).

– Спланировать работу, направленную на развитие математических

способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Содержание работы :

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького реб нка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления) мотивируют деятельность реб нка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии логического мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться его объяснить.

Программа кружка предполагает работу с детьми в следующих формах: традиционные, комбинированные, практические, игры, конкурсы;

В работе используются различные методы:

– словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

– метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, логического мышления, игры-конкурсы);

– практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

– наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий, показ мультимедийных материалов);

Этапы работы :

Занятия проводятся в определ нной системе, учитывающей возрастные

особенности детей. Строятся на основе индивидуального дифференцированного подхода к детям.

Занятие строится по следующей структуре:

в первой части занятия планируется повторение предыдущего материала;

во второй части – подача нового материала;

в третьей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

Методическое обеспечение:

Необходимое оборудование и материалы

– Альбомы «Лепим небылицы», "Блоки Дьенеша для самых маленьких","Давайте вместе поиграем", "Праздник в стране блоков", цикл игр с логическими блоками Дьенеша.

– Альбом «Страна блоков и палочек» - это сюжетно – дидактические игры с блоками и палочками.

– Цветные счетные палочки.

– Мозаика.

– Объемные геометрические фигуры.

– Шаблоны из геометрических фигур.

– Конструкторы.

– Раздаточный материал.

– Цветная бумага.

Работа с родителями :

– индивидуальные консультации;

– беседы и рекомендации;

– папки-передвижки, информационные стенды;

Тематическое планирование

Дата проведения Тема Цели Содержание

Сентябрь

1 неделя Знакомство с «умными фигурками» Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой-маленький».

Развитие фантазии и воображения. Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.

Д/И «Найди в группе, что круглое, что квадратное, что треугольное».

«Вспомни, что бывает квадратным, треугольным, круглым».

Рассматривание картинок-схем (из геометрических фигур).

2 неделя

Загадки куклы Маши.

Логические блоки Дьеныша. Учить детей выделять свойства геометрических фигур: цвет, размер.

Развитие мелкой моторики.

Учить выкладывать самостоятельно по образцу силуэты: домика, елочки, цыпленка и др. по выбору ребенка из 2-х—3-х блоков.

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т. д

Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме.

Выложить на столе то, что у тебя на картинке.

Придумать свою картинку из геометрических фигур.

3 неделя

.«Фрукты и овощи»

логические блоки Дьеныша Формировать умение у детей объединять геометрические фигуры в группы по 2-ум признакам (цвет и форма, форма и размер, цвет и размер)

Развивать фантазию, воображение (умение сопоставлять форму и цвет фигуры с образом овощей и фруктов) Д/И «Геометрическое лото»

Рассматривание картинок с овощами и фруктами, определение их формы и цвета

«Ботаническое лото».

.Придумать на какой фрукт или овощ похожа фигура и положи ее в маленькую или большую корзинку в зависимости от размера фигуры.

Один собирает только все красные круглые фигуры, Второй – все маленькие квадраты, а третий – все желтые большие фигуры.

4 неделя

Знакомство с карточками-символами

блоки Дьеныша Познакомить детей с карточками-символами цвет и форма.

Продолжать формировать у детей умение выделять 2 свойства геометрических фигур (цвет и форма)

Продолжать формировать умение выкладывать картинки по образцу. Игры с карточками-символами «Найди предмет такой же формы», «Найди предмет такого же цвета», «Вспомни, что бывает такого цвета», «Что, бывает такой же формы?»

Октябрь

1 неделя

Загадки обезьянки «Фантазерки»

блоки Дьеныша Продолжать знакомить детей с карточками-символами (цвет и форма)

Учить читать карточку-символ и находить фигуры по заданному признаку (цвет, форма).

Учить выкладывать человечка из заданных геометрических фигур (большой треугольник, большой круг, 2 маленьких треугольника и 2 маленьких прямоугольника).

Развивать фантазию, воображение. Геометрическая мозаика

Рассматривание предметных картинок, определение формы и цвета.

Отгадывание загадок по картинкам-схемам из геометрических фигур

«что это? Голова большой круг, туловище тоже большой круг, руки 2 маленьких кружка (неваляшка) и т. д.

2 неделя

Восприятие

формы.

Игры с блоками Дьенеша Упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.

Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве. Играем в Д/И «Найди своё место»

Д/И «Найди место треугольнику»

Д/И «Обведи фигуру карандашом»

3 неделя

Восприятие

Формы.

Игры с блоками Дьенеша Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Играем в Д/И «Чудесный мешочек»,

Д/И «Где мой вагончик»,

Д/И «Что изменилось».

4 неделя

«Разноцветные платочки, полосатые флажки» (Использование

кубиков «сложи узор») Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу.

Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество.

Развивать самостоятельность, творчество в выборе цвета и задания. Сравнение количества предметов (по 2)

Рассматривание различных геометрических узоров платков и флагов.

Сложить платочек, флажок по образцу.

Посчитать, сколько каких кубиков на платочке, на флажке.

Для тех, кто справился предложить выложить задание другим цветом (не так как на картинке)

Ноябрь

1 неделя

Бусы для обезьянки «Фантазерки»

блоки Дьеныша Продолжать учить детей выделять 2 признака геометрических фигур (цвет и форма и размер).

Познакомить детей с новым символом «размер»

Учить читать карточки-символы (2-е карточки вместе)

Продолжать учить выкладывать картинки по карточкам-заданиям (машина).

Поощрять проявление фантазии в создании разных изображений машин, изменение цвета блоков, их размера и количества. Игры-задания с блоками Дьеныша (сложи картинку, выложи дорожку)

Аппликация «бусы» из геометрических фигур.

Рассматривание картинок с изображением легковой и грузовой машин

Игра с карточками-символами (найди предмет такого же цвета, такой же формы, такого же размера).

Конструирование автомобилей из конструктора и выкладывание из геометрических фигур.

2 неделя

Печенье для медвежат, друзей «Фантазейки».

Блоки Дьеныша Продолжать закреплять умение выделять 2 свойства геометрических фигур (цвет и размер, цвет и форма, размер и форма).

Закреплять умение понимать и расшифровывать знаки-символы (цвет, форма, размер).

Развивать зрительную память (выкладывать по памяти цыпленка, елочку, велосипед).

Закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево). Игры с геометрическими фигурами (бусы, дорожки по заданию карточке- символу).

Выкладывание придуманных картинок из геометрических фигур

Игры на ориентировку в пространстве. (Кто сидит слева от тебя, кто справа? Поставь зайку слева от мишки, а собачку справа. Что изменилось).

3 неделя

Восприятие размера (большой, маленький). Игры с блоками Дьенеша. Упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.

Упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме). Играем с Д/И «Что изменилось»

Д/И «Что лишнее»

Д/И «Кто в домике живёт?»

4 неделя

Декабрь

1 неделя

Дом, в котором живет «Фантазерка»

(Использование

Кубиков «сложи узор») Формировать умение выкладывать домик, елочку, фонарик.

Закрепление навыков счета в пределах4-х (пересчет кубиков).

Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол).

Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте. Рассматривание картинок с изображением домика, елки и фонариков. Сравнивание различных предметов, игрушек по высоте. Строительство разных по высоте башенок и домиков. Выкладывание домиков, елочек, фонариков из геометрических фигур (треугольников и квадратов).

2 неделя

Украшения на елку: бусы и игрушки»

Блоки Дьеныша Закреплять умение выделять 2 свойства геометрических фигур (цвет и форма, цвет и размер, размер и форма).

Развивать у детей фантазию (придумывать и выкладывать свои картинки – игрушки на елку).

Воспитывать у детей выдержку (не подсказывать детям, выполняющим задание).

Домашнее задание детям и их родителям (придумать и выложить из геометрических фигур «украшения на елку»)

Выкладывание картинок из геометрических фигур по образцу и по своему желанию.

Рассматривание ёлочных игрушек.

Украшение елки в кукольном уголке.

3 неделя

Торт в подарок на Новый год для «Фантазерки».

Блоки Дьеныша Закреплять умение выделять свойства геометрических фигур (цвет и форма, размер и форма, цвет и размер).

Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Приучать аккуратно, пользоваться геометрическими фигурами из картона, и после выполнения задания убирать их в конверт.

Закреплять в речи детей слова «верхний правый угол», «верхний левый угол», «нижний правый угол», «нижний левый угол», «середина», «центр листа».

Развивать фантазию (придумать свой рисунок в центре салфетки). Рассматривание картинок с изображением тортов.

Рассматривание рисунков на салфетках.

Игры на ориентировку на листе бумаги «муха».

Составление узоров из геометрических фигур в кругу, в квадрате, в прямоугольнике, на полоске.

Январь

1 неделя

Каникулы Каникулы Каникулы

2 неделя

Сказка для «Фантазерки»

Блоки Дьеныша Продолжать формировать умение детей выкладывать знакомые образы по памяти (цыпленок, неваляшка, гусеница).

Развивать фантазию, воображение (выкладывать знакомые образы по представлению).

Учить сочинять сказку.

Рассматривание картинок с изображением неваляшки, черепахи и лягушки.

Выкладывание силуэтов неваляшки, гусеницы, лягушки и черепахи из геометрических фигур.

Театр на фланелеграфе «колобок».

Придумывание и инсценировка своих сказок.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

Конспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3–4 летКонспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3–4 лет Конспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3-4 года (адаптированный по возрасту) Задачи. 1. Развивать.

Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме,.

Конспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группыКонспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группы Воспитатель коррекционной группы Кулагина С. В. Программные задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить выкладывать цепочку из блоков по.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Библиотека изображений:

Публикация Занимательная математика с блоками Дьенеша. Кружковая работа в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Селихова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занимательная математика с блоками Дьенеша. Кружковая работа в ДОУ
Опубликовано: 30 января 2022 в 11:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД