Папки-передвижки

Закаливающие мероприятия в системе оздоровления дошкольников

Марьяна Шериева
Закаливающие мероприятия в системе оздоровления дошкольников

Закаливание использует способность человеческого организма приспосабли-ваться к резко меняющимся факторам внешней среды, переносить крайние, подчас взаимоисключающие друг друга условия: контрасты холода и жары, засухи и влаги. Закаливание - это система тренировок физическими природными и искусственными факторами, направленная на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающего

Публикация «Закаливающие мероприятия в системе оздоровления дошкольников» размещена в разделах

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основные средства закаливания - естественные факторы природы (воздух, вода, солнце) и искусственные - (баня, душ, ванны.).

Дошкольное отделение № 24 "Ягодка" является ступенью системы непрерывного образования МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 102 им. А. В. Крестьянинова».

Ему принадлежит ведущая роль в укреплении здоровья, воспитании, развитии детей в подготовке к школе.

Коллектив дошкольного отделения работает по программе "Детство", использует порциальные программы, вводит новые технологии "Здоровья" В. Г. Алямовской, "Красота, здоровье, гармония" П. П. Балдурчиди.

Вопросы укрепления здоровья и физического развития детей стоят на постоянном контроле. Эта работа требует важнейших условий системности и плановости совместного обсуждения и подведения итогов, открытости перед родителями.

Всесторонний, глубокий анализ помогает выработать единые рекомендации закаливания и коррекционной работы в группах. Информация о состоянии здоровья детей лежит в основе всей последующей работе коллектива, она ежемесячно анализируется и систематизируется, ежеквартально выводится индекс здоровья, дети распределены по группам здоровья с учетом имеющихся заболеваний.

В нашем учреждении сложилась четкая система работы с детьми по этому направлению. Планирование и организацию закаливания осуществляют воспитатели под контролем медсестры и старшего воспитателя.

Особую роль здесь играет фактор воспитания т. к. в процессе закаливания у детей закрепляются привычки, положительно влияющие на здоровье детей, воспитывающие у них ряд ценных качеств. При проведении закаливания воспитателю необходимо с целью формирования личностных качеств детей, руководствоваться особыми методическими приемами и методами нетрадиционной педагогики и психологии. При этом придерживаемся общих положений, используемых в процессе закаливания в воспитательных целях, это:

- выбор наиболее приемлемого для ребенка вида закаливания (обтирание, обливание, купание, солнечные и воздушные ванны);

- соответствующие условия, приемлемые для каждого ребенка на первых порах закаливания;

- постепенный переход к восприятию контрастных видов с учетом эмоционально положительной реакции детей;

- использование музыкальных средств, в зависимости от вида закаливания, освещения;

- привычка принимать закаливающие процедуры обязательно должна формироваться на фоне приятных эмоций, чтобы всё воспринималось как весёлая игра, а не как тяжкая обязанность.

Каждый педагог, осуществляющий закаливание в нашем учреждении руководствуется следующими правилами:

1 .Состояние здоровья ребенка с учетом его индивидуальных потребностей при выборе методов закаливания.

2 Соблюдение постепенности при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).

3 Систематическое использование разнообразных средств закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегченная одежда, специальные процедуры.);

4 Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Для повышения эффективности закаливающих мероприятий проводим их при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, который достигаем рациональным сочетанием одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе.

Методы и средства закаливания изменяем с учетом сезона года, температуры помещения, эпидемиологической обстановки в группе. Методы и средства закаливания подбираем в зависимости от возраста, состояния здоровья ребенка и условий учреждения, группы. Закаливание детей в нашем учреждении состоит из системы мероприятий, включающие элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия.

Естественные факторы закаливания стараемся использовать разумно. Наиболее доступным является закаливание воздухом. Он должен быть в помещении всегда свежий.

С этой целью для каждого возраста разработаны графики проветривания (2-3 раза в день) в отсутствии детей.

Кроме этого проводим одностороннее проветривание, периодически открываем форточки, а с потеплением наружного воздуха, открываем окна. В целях закаливания проводим воздушные ванны. Первые воздушные ванны проводим в помещении, чтобы на ребенка действовал воздух определенной температуры (20-22°). Продолжительность их постепенно увеличивается до 10 минут и более.

Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями, дневной сон при открытой форточке - все это непременные условия воспитания детей в нашем дошкольном отделении.

Так постепенно мы приучаем своих детей играть, заниматься, есть, спать в теплую погоду при открытых окнах, в холодную при открытых форточках. Наши дети находятся на свежем воздухе не менее 4-х часов в день. Сокращение прогулки допускаем лишь при - 20-25°, но совсем не лишаем детей свежего воздуха. В холодный период воспитатели увеличивают двигательную активность детей за счет подвижных игр, но при этом вовремя сменяют подвижную деятельность на спокойную. Закаливание оказывает благоприятное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. При выборе одежды, воспитатель должен учитывать деятельность детей, так, на время подвижных игр с интенсивными движениями, воспитатели облегчают одежду, но при этом учитывают индивидуальные особенности, здоровье каждого ребенка, учитывают условия, в которых проходит игра (нет ли ветра).

Сотрудники внимательно следят и за тем, как дети одеты в помещении. При нормальной температуре наши дети находятся в рубашках, шортах, колготках, платье (малыши). Старшие дети в носках или гольфах. Не допускаем, чтобы дети в помещении находились в теплых брюках, штанах, кофтах.

Летом жизнь детей переносится на воздух.

В теплые, солнечные дни одежда детей постепенно облегчается и на конец дети остаются в трусиках, легкой обуви, босиком.

Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуем игры большой подвижности, а в теплую погоду- менее подвижные. В младших группах воздушные ванны 10-15 минут, в старших, подготовительных до 30 минут проводим их перед водными процедурами. При проведении водных процедур соблюдаем основное правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребёнка - при правильной их организации. Постепенно приучаем детей с одной стороны к более низкой температуре воды, с другой - к постепенному воздействию воды на всё большие участки тела. Наши малыши моют прохладной водой лицо, кисти рук; старшие моют лицо и руки до локтя; подготовительные обтирают влажной рукой шею. Для подготовки организма к обтиранию водой, проводим ежедневно сухие обтирания, дети делают это до появления легкого покраснения. После сухого растирания приступаем к влажному обтиранию.

Делаем это с осторожностью, начальная температура 33 35, понижаем её на 1° каждые 2-3 дня и доводим до 25° 22°. Для этого мероприятия у каждого ребёнка есть махровая рукавичка. Обтирание выполняем в определенной последовательности: сначала руки - от кисти до плеча, затем грудь, живот. После обтирания каждую часть тела также вытираем досуха, а затем все тело ребенка растираем сухим полотенцем до легкого покраснения. Затем ребенок одевается в свою обычную одежду.

Систематическое обтирание подготавливает детей к летним обливаниям. Обливание ног начинаем с воды 32-33° понижаем её через 2-3 дня на 1° и доводим до 28-25°; самая низкая температура 18-16° (подготовительная группа). Если ребёнок по какой то причине отсутствовал, то его вода остается прежней и также постепенно снижается.

Так постепенно подводим организм детей к купанию под душем и делаем это все лето, после первой прогулки перед обедом - все группы. Закаливание заключается не только в действии воды, но и в массаже кожи, (мальчиков и девочек обтираем и купаем отдельно). В прохладную и дождливую погоду ограничиваемся обливанием ног, обтиранием тела.

Для закаливания солнечными лучами совершенно не обязательны специальные солнечные ванны, во время которых дети должны спокойно лежать, поворачиваясь через определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.

Детей выводим (малышей) под прямые солнечные лучи, только после того, как в течение нескольких дней их прогулка проводилась в светотени. Наши участки оснащены игровым и спортивным оборудованием, а самое главное хорошо размещены и озеленены. Тень деревьев позволяет детям долгое время находиться на участках, но при этом не под прямыми лучами солнца. Во время солнечных ванн они спокойно играют.

Воспитатель внимательно наблюдает и регулирует пребывание детей под лучами солнца: сначала 5-6 минут, а после появления загара 8-10 минут и более.

Во избежание ожогов одежду детей облегчаем постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно покрыта панамой или косынкой.

Все виды закаливания контролируются воспитателе, медсестрой. Разработаны памятки, рекомендации для воспитателей по планированию, организации и проведению игр детей с песком, водой. на летний период. Заболеваемость детей в дошкольных отделениях на протяжении многих лет остается высокой. Необходимостью поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость, так как наибольшее количество детей воспитывается в дошкольных отделениях. Поэтому именно здесь мы проводим работу по укреплению здоровья детей, на основе тесного взаимодействия врачей и педагогов.

Учитывая это, мы в течение длительного периода изучали различные формы организации оздоровительных мероприятий, которые можно использовать не нарушая основные режимные процессы.

Прежде всего, мы искали резервы для повышения двигательной активности и максимального пребывания детей на свежем воздухе, с этой целью было существенным образом улучшена вся организация физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулок.

Проанализировав имеющие условия, мы решили, что физкультурные занятия можно проводить на улице с марта по декабрь месяц, а на прогулках постоянно включать спортивные игры, игры-эстафеты, спортивные развлечения, подвижные игры. В результате - движения детей становятся более точными, координированными.

Веселое настроение во время игр, положительно влияет на состояние нервной системы, улучшает деятельность сердца и дыхательного аппарата.

В нашем учреждении введены дозированная ходьба с младшей группой 3 раза в день после прогулки (от 300 - 2000 м) оздоровительный бег от (3 мин - 6 мин) ежедневно после утренней гимнастики, что позволило увеличить двигательную активность детей в среднем от 1 до 2 часов в неделю (это 30 %). Учитывая возрастные особенности и условия пребывания детей мы разработали простые комплексы закаливающих мероприятий, которые проводим систематически.

Система оздоровительных мероприятий во всех возрастных группах включает:

- полоскание полости рта прохладной водой 3 раза в день (круглогодично);

- утреннюю гимнастику в облегченной одежде;

- физкультурное занятие 3 раза в неделю (с марта по ноябрь) на улице;

- прогулку ежедневно зимой при - 15°- 18° (младшие группы) - 20° (старшие группы);

- дозированную ходьбу 3 раза в неделю в облегченной одежде (от 300 м до 2000 м) начиная с младшей группы;

- умывание, мытьё рук до предплечья прохладной водой 3-4 раза в день (старшие, подготовительные группы обтирают шею);

- дневной сон при температуре воздуха от 19 до 17 градусов (подготовительная группа);

- дыхательную гимнастику ежедневно (3-4 раза);

- контрастные воздушные процедуры, включая ходьбу босиком (20° 18°младшая группа, 20° 17°для старшей подготовительной группы;

- оздоровительный бег ежедневно (от 3 мин. - 6 мин.);

- полоскание полости рта и горла ежедневно после каждого приема пищи;

- сухое обтирание ежедневно;

- обтирание тела ежедневно (вторая половина мая)

- обливание ног ежедневно 33° до 18°;

- обливание тела (первая половина июня);

- купание душем)вторая половина июня- август);

- игры с водой (июнь - август);

- хождение босиком по коррегирующей дорожке ежедневно;

- хождение босиком по тропе "Здоровья" в летний период;

- хождение босиком по траве в летний период.

Комплекс закаливающих мероприятий после сна выглядит так:

- дети просыпаются, убирают одеяло в сторону в трусиках и маечках выполняют в постельках комплекс упражнений на все группы мышц (4-5 мин.);

- коррегирующие дыхательные упражнения (2-3 мин.);

- после этого каждый ребенок проводит сухое растирание (1-1,5 мин.);

- массаж кистей рук, стопы "Разбудим человечка" (1-1,5 мин.);

- в осенне-зимний период дети выполняют точечный самомассаж для профилактики острых респираторных заболеваний;

- ходьба по коррегирующей дорожке с топтанием по солевой поверхности.

Весь комплекс упражнений дети выполняют в трусиках и майках (по желанию и по мере адаптации в зависимости от состояния здоровья, дети могут находиться на полу, без дополнительного покрытия).

Заканчивается комплекс обычно контрастными воздушными ваннами и водными процедурами.

В учреждении созданы условия для оказания помощи детям с нарушениями речи.

Логопед работает по двум направлениям: коррекция и развитие рече-мыслительной деятельности детей и коррекция и развитие психофизической деятельности детей (регуляция мышечного тонуса, снятия эмоционального напряжения, релаксация, артикуляционная дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев рук). Данная работа проводится в тесном контакте с педагогами, родителями.

Вся работа по физическому развитию, закаливанию и оздоровлению детей ведется в тесной связи с родителями через все формы работы.

Результаты работы видны в улучшении функционирования у детей мышечно- связочного аппарата.

Итогами работы является положительная динамика состояния здоровья детей. По формулировке Всемирной организации Здравоохранения "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических дефектов" поэтому коллектив дошкольного отделения надеется, что совместная работа медиков, педагогов родителей и школы поможет нашим детям стать истинно здоровыми.

Публикации по теме:

Использование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольниковИспользование фитбол–гимнастики для оздоровления дошкольников h4]Любая физкультурно-оздоровительная работа строится на здоровьесберегающих технологиях. Здоровьесберегающая технология – это система.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Фотоотчет «Закаливающие процедуры летом»Фотоотчет «Закаливающие процедуры летом» Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи: – повысить стойкость детского организма в борьбе.

Консультация для родителей «Закаливающие процедуры»Консультация для родителей «Закаливающие процедуры» Консультация для родителей:ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ. Закаливание – одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни взрослых и детей. Под.

Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом» Ко Дню летних подвижных игр на МААМ Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников.

Мастер-класс «Закаливающие коврики-дорожки»Мастер-класс «Закаливающие коврики-дорожки» В последнее время врачи фиксируют увеличение количество детей с плоскостопием, с проблемами опорно-двигательного аппарата. Конечно для.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливающие мероприятия в системе оздоровления дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 14:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД