МААМ-картинки

Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении

Ольга Айшапахова
Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи.

Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.

Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько

Публикация «Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении» размещена в разделах

своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения. Очень важно при подготовке к лету выяснить, кто из воспитанников проведет все лето или часть его вместе со своими родителями и не будет временно посещать детский сад.

«Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная

мудрость.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом и, конечно же, закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.

Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с дошкольного, так как это период, когда закладываются основы здорового

образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам.

Так что же такое закаливание?

Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость организма ребенка.

Принципы закаливания :

1. Систематичнось использования закаливающих процедур

2. Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур

4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья

5. Комплексность воздействия природных факторов

6. Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам

Правила и противопоказания

Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях :

1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. 2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении. 3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка.

4) на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач. Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно: - если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;

- если еще не прошло двух недель после обострения хронического

заболевания;

- карантин в детском саду;

- повышенная температура у ребенка вечером;

- страх у ребенка перед закаливанием.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин., во время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом

(воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Летняя оздоровительная работа в условиях ДОУ

Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе 2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.

Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к применению всех видов и методов закаливания следует подходить дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы закаливания и тому подобное.

Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех

режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.

Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей. Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям. Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные возможности отдельных органов и систем.

Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей являются прогулки, которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний

период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей на свежем воздухе.

Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных

уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу, особенностей состояния их здоровья.

Во время двигательной активности в организме человека повышается теплообразование. Если же температура воздуха превышает рекомендуемые пределы, то процесс теплоотдачи организмом затрудняется, что приводит к перегреву, нарушению теплового равновесия.

Все это может способствовать ухудшению функционирования физиологических систем, которое не только снижает эффективность деятельности, но и негативно влияет на здоровье ребенка, способствует простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жары при температуре + 30 °С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.

На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют обезвоживанию организма.

Природные факторы (солнце, вода, воздух) надо задействовать умеренно, не забывая об основных требованиях к закаливающим процедурам : системность, последовательность, регулярность, учет состояния здоровья и эмоционального отношения ребенка к оздоровительным процедурам.

Закаливание воздухом

— воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в теплую погоду при открытых окнах);

— воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые организовывают каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую погоду. При закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону и

погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый

тепловой комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности, чтобы дети не перегревались);

Закаливание водой

— обтирания (начинать закаливание водой можно с влажного обтирания (1-2 минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса, потом ноги.

Температура воды от +32 С, +28 С до +22 С, +20 С.

— обливание (закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку. После прогулки также можно обливать ноги детей нагретой на солнце водой из полиэтиленовых бутылок);

— купания (в резиновых бассейнах, установленных на площадках, в открытых водоемах вместе с родителями);

— ходьба по влажному коврику, смоченному в солевом растворе.

Закаливание солнцем

Детям рекомендуется кратковременное пребывание на солнечном участке.

Крайне осторожно солнечные ванны назначаются детям от 1 до 3 лет.

Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже +18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).

Загорать часто, но непродолжительно.

Лучшее время для загорания: в средней полосе – 9-11 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов.

Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату.

Не рекомендуется загорать непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха от +30 С.

Система мероприятий по закаливанию и укреплению здоровья детей на летний оздоровительный период

Закаливание детей – это система воздействия, которая повышает выносливость детского организма к воздействию внешней среды, способность быстро приспосабливаться к неблагоприятным климатическим условиям с помощью различных средств самозащиты организма.

Систематическое и разумное использование естественных факторов природы способствует повышению физической и умственной работоспособности, снижению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

При закаливании следует руководствоваться следующими принципами: последовательность, систематичность, учет индивидуальных особенностей, отсутствие страха, негативных чувств. В закаливании детского организма используются следующие факторы: воздух, вода, солнечное тепло.

Виды и особенности организации закаливающих мероприятий для дошкольников:

1. Воздушные ванны — не требуют специальных мер и затрат времени:

Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма! - Прием детей на улице (все группы, кроме группы раннего возраста в период адаптации)

- Утренняя гимнастика на воздухе (июнь – август) - от 3 – 7 лет - Физкультурные занятия на воздухе - в течение года (10 – 30 мин., в зависимости от возраста) – от 3 до 7 лет

Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок, вне зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) - все группы. Не перегревать детей в жару, надевать панамки, использовать одежду из натуральных тканей, продолжительность до 30 минут.

- Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года (5 – 10 мин., в зависимости от возраста, а также в течение дня – все группы. - Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, (в течение года) – все группы

- Выполнение режима проветривания помещения (по графику, ежедневно, в течение года (t воздуха + 20) – все группы

- Дневной сон с открытой фрамугой (t воздуха +15 +16, ежедневно (июнь – сентябрь);

- Сон без маек (от 3 – 7 лет)

- Контрастные воздушные ванны – после сна, на физкультурных занятиях (12 –мин., не менее 6 перебежек по 1–1,5 мин., t воздуха +13 +16; t воздуха +21 +24) - от 3 – 7 лет

-Дыхательная гимнастика - во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна, ежедневно, в течение года. - Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно, в течение года.

- Хождение босиком по травяному покрытию – на прогулке (июнь – август)

2. Солнечные ванны — ультрафиолетовые лучи, бактерицидный эффект, противорахитное влияние.

Строго дозируются, проводятся с разрешения медиков, организуются с 9 до 12 часов утра и после 16 часов. Вечером, начинать с 3-4 мин, доводя до 15 мин единовременно, 40 минут в течение дня, заканчиваются водными процедурами.

3. Водные процедуры — самое действенное средство закаливания :

— ежедневно прохладное обширное умывание, мытье рук до локтя, шеи, области декольте t начальная 32°С, каждые 3 дня снижается на 1°С до t 22°с;

(все группы)

- Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки, после сна

(t воды + 28 +20), ежедневно (все группы)

Игры для закаливания рук

Водопад – ребенок набирает воду в емкость и, сливая ее, создает водопад, другой ребенок подставляет под него ладони.

Игры с мылом – маленькие куски мыла опускаются на дно таза. Ребенок ловит их ладошками.

Выжми мочалку – взрослый предлагает ребенку наполнить миску водой с помощью губки, набирая в нее воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито – ребенок льет воду из стакана в сито. Спросите у него, почему вода утекает?

- Полоскание рта – после каждого приема пищи (50 – 70 мл. воды t воды + 20), ежедневно - 3 раза в день (от 3 – 7 лет).

- Полоскание горла – после сна (нач. t воды + 36 до + 20, ежедневно (от 4 – 7 лет)

- Гигиеническое мытьё ног на воздухе после прогулки (июнь – август) (от 3 – 7 лет)

— обливание ног на прогулке, t начальная 36°С до t 24°С, растирание полотенцем, одновременно массаж кожи;

— при соответствующих условиях хождение по воде t 22°С, купание в плавательном бассейне, t воздуха выше 26°С, t воды 24°С – 26°С.

- «Обширное умывание» – от 3 – 7 лет

4. Ходьба босиком: предложить детям разуться, походить по траве, мягкой земле, песку, гладким камням.

Оздоровительный эффект: профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений.

5. Ходьба по «Дорожке здоровья» : ходьба босиком ежедневно для профилактики плоскостопия, развитие тактильных ощущений с использованием природных наполнителей (соль, песок, каштаны, фасоль, горох, гречка).

6. Санация воздуха солевой лампой, ионизация: ежедневно, по графику санация и ионизация воздуха в помещении ДОУ

Профилактика плоскостопия, искривлений позвоночника: включение упражнений в двигательные паузы, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, ежедневно в хорошо проветренном помещении, с использованием дополнительного оборудования

Пальчиковая гимнастика: ежедневно, в течение дня, как физкультминутка на занятиях, в свободное время, как специальное занятие с использованием стихов, песен, потешек, звукоподражание.

7. Дыхательная гимнастика: в течение дня на свежем воздухе, в хорошо проветренном помещении, игры-звукоподражания для вентиляции легких, развития грудного дыхания, активизации головного мозга.

8. Психогимнастика: для снижения возбуждения, снятия напряжения, в свободное время как специальное занятие.

9. Психологическая разгрузка: для снижения возбуждения, снятия напряжения, действует успокаивающе на нервную систему, снятие усталости, оптимизации психических процессов.

10. Цветотерапия: влияние на самочувствие, физиологию – успокаивающе, активизирует деятельность органов, систем в зависимости от цвета спектра.

11. Музыкотерапия: для успокоения нервной системы, как сопровождение режимных моментов, в творческой деятельности, создание «Картин настроения».

12. Оздоровительный бег: ежедневно во время утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста, 3 – 4 мин.

Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т. д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:

травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, камни, травяной покров.

Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой : в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков:

1) резиновый с шипами;

2) циновка;

3) коврик с шипами;

4) ребристая доска;

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:

1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней полотенце;

2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С.

Публикации по теме:

«Каштановые» игры на площадке детского сада с детьми подготовительной группы«Каштановые» игры на площадке детского сада с детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! Совсем недавно я рассказала в своей публикации о немногочисленных деревьях на нашем участке детского сада. Представьте.

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Центр для развития мелкой моторики на летней площадкеЦентр для развития мелкой моторики на летней площадке С 1 июня к нам снова пришли малыши. У нас вторая младшая группа. Летом с детьми больше времени мы будем проводить на улице. При создании.

Центр ИЗО деятельности на летней площадкеЦентр ИЗО деятельности на летней площадке Продумывая зоны на участке детского сада в летний период, не забыли о создании центра изо деятельности, об организации творческой мастерской,.

Фотоотчёт о летней прогулке на огород детского садаФотоотчёт о летней прогулке на огород детского сада Здравствуйте уважаемые родители и коллеги. Хочу рассказать вам о том, как мы с ребятами младшей группы совершили целевую прогулку на наш.

Конспект открытого занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада»Конспект открытого занятия в средней группе «Правила поведения в помещении детского сада» Правила поведения в помещении детского сада. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поприветствуем.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Развивающая среда для летней площадки детского сада «В гостях у бабушки Агафьи»Развивающая среда для летней площадки детского сада «В гостях у бабушки Агафьи» Продолжая изучать историю русской культуры, мы долго думали, как сделать этот процесс более интересным и увлекательным. Тем более, сейчас.

Сценарий зимнего спортивного праздника на площадке детского сада для подготовительной группыСценарий зимнего спортивного праздника на площадке детского сада для подготовительной группы Задачи: - укрепление здоровья и зaкaливание детского организмa; - формирование у детей потребности в движениях; - совершенствовaние основных.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении
Опубликовано: 16 июня 2023 в 16:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД