Лучший педагог года

Закаливание в ДОУ

новгородова наталья
Закаливание в ДОУ

Закаливание в ДОУ

МАДОУ «Барачатский детский сад»

«Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его

физического развития»

(старшая группа)

Выполнила:

Воспитатель Новгородова Н. В.

2024г.

Введение…. 3

1. Значение, цели и задачи закаливающих мероприятий в режиме дня в ОУ…. 4

2. Структура, содержание и организация закаливающих мероприятий. 6

3. Методика проведения закаливающих мероприятий в старшей группе ОУ. 10

Публикация «Закаливание в ДОУ» размещена в разделах

Вывод…13

Список использованных источников….14

Приложение….15

Введение

Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми регламентируют нормативные документы:

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Минобразования РФ № 2715, Минздрава РФ № 227, Госкомспорта РФ № 166, Российской академии образования № 19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках Утверждена Министерством просвещения РСФСР 30.08.1955 (с изм. по состоянию на июль 2011 г.)

1. Значение, цели и задачи закаливающих мероприятий в режиме дня в ОУ

Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей в детском саду.

Основная цель, преследуемая работниками детских дошкольных учреждений – это система проводимых мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма ребенка к перепадам суточных и сезонных температур, негативному воздействию атмосферного давления, изменению магнитных и электрических полей Земли и других разнообразных неблагоприятных процессов, которым подвергается ребенок за время своей жизни. Закаленный организм ребенка дошкольного возраста абсолютно не реагирует на подобные негативные атмосферные и температурные изменения. Однако, совершенно невозможно закалить ребенка один раз на всю жизнь.

Э. Я. Степаненкова отмечает, что в дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).

Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды влажный воздух, дождь, ветер, перегревание.

Закаливающие мероприятия наиболее эффективны, считает Э. Я. Степаненкова, в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ и организма в целом.

Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям.

Процесс закаливания многообразен : с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны, с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигательной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это, считает А. В. Кенеман, обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики, стереотипизирует условия и поведение ребенка в дошкольном учреждении [5].

2. Структура, содержание и организация закаливающих мероприятий

В результате анализа деятельности воспитателей мы увидели следующее. Закаливающие процедуры проводятся, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность; необходимо проводить индивидуально в соответствии с рекомендациями врача. К основным средствам закаливания, применяемые в данном дошкольном образовательном учреждении, к ним относятся:

1. Воздушные ванны – обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах.

Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них. Однако, несмотря на эффективность этой процедуры, к данной процедуре детей подводят очень осторожно — путем предварительного регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Так как недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяется необходимостью в дви-гательной активности во время купания. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруппами (6—8 человек, вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря этому ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.

Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэробикой. Тщательная проверка места купания, одновременное пребывание в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ребенка.

2. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий, антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему, эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детском учреждении солнечные ванны проводятся только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей

3. Водные мероприятия — это обтирание, обливание, душ, купание (в бассейне, в реке, в озере, в море). Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно под присмотром воспитателей.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не мерзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык.

Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

Как нам удалось выяснить в результате анализа, что в данном детском учреждении при систематическом закаливании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в в старшей и подготовительной группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в различных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания целесообразно приучать детей.

Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохладная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми лучами, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.

3. Методика проведения закаливающих мероприятий в старшей группе ОУ

Основные задачи закаливания – укрепления здоровья детей, развития выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Руководствуясь требованиями «Программы», воспитатели проводят закаливания детского организма в практику физического воспитания детей во всех возрастных группах.

Примерная схема закаливания детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:

1. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20 градусов.

2. Воздушная ванна 10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

3. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +16, зимой до +18.

Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.

4. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

5. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

6. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.

7. В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

8. Полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

9. Ходьба по солевым дорожкам, ходьба по массажным коврикам.

В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы следующие

мероприятия:

1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

3. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда

4. Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

6. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)

7. Фитонциды (лук, чеснок)

8. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30

9. Оптимальный двигательный режим

10. Сон без маек

11. Дыхательная гимнастика в кроватях

12. Обширное умывание, ходьба босиком

13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

14. После полдника полоскание полости рта

Вывод

Таким образом, проведя анализ закаливающих процедур можно сделать следующий вывод, что воспитателями закаливание воспитанников проводится на достаточно высоком уровне, данной работе способствует наличие методического обеспечения, грамотный подход медицинского персонала. Знание и применение разнообразных методических приемов со стороны инструктора по физической культуре, правильная структура гимнастики, подбор упражнений согласно возрасту детей. Все структурные части закаливания выдержаны по времени. Музыкальное сопровождение; не громкая, спокойная, доброжелательная речь взрослых, использование педагогами методов одобрения и поощрения способствуют созданию комфортных условий, помогают большинству детей получать удовольствие от закаливающих процедур. Опыт данного учреждения подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении, только тогда оно приобретает привычный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала.

Список использованных источников

1. Воронцова И. М., Беленький Л. А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. – С. -Петербург, 1990. – 27 с.

2. Егорова Б. Б., Змановский Ю. Ф. Система эффективного закаливания// Начальная школа. – 2000. – №7. – С. 15-16.

3. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З. И. Бересневой – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 32 с.

4. Здоровый ребенок в детском саду/ Под ред. Антипова С. А. – Воронеж, 2004. – 42 с.

5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М. : «Просвещение», 1972. – 271 с.

6. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. – М., 1988. – 220 с

7. Спирина В. П. Закаливание водой. – М. : Просвещение, 1972. – 88 с.

8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. 286- 290.

Приложение 1

Комплекс закаливания для детей старшей группы (сентябрь, октябрь, ноябрь) предоставленный нам воспитателями старшей группы

Цели и задачи комплекса:

1. Продолжать работу по оздоровлению и закаливанию детского организма, используя для этого природные факторы: воздух и воду.

2. Развивать двигательные качества дошкольников, укреплять их иммунную, дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную систему.

3. Работать над профилактикой нарушения осанки и развития плоскостопия.

4. Обеспечивать детям состояние эмоционального комфорта, создавать радостное настроение при проведении комплекса закаливающих процедур.

5. Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Оборудование:

1. Дорожка «Зигзаг»

2. Ребристая доска

3. Канат (скакалка)

4. Ленточки

5. Коврики с пуговицами

6. Стаканчики для полоскания рта

1. А щенята, как проснутся обязательно зевнут, потянутся, ловко хвостиком махнут.

(потягивание поочередно на правом и левом боку руки перед собой, ладони вместе, показ махов)

2. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

(выгнуть спину, стоя руках и ногах)

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

(руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами)

Закаливание после сна :

Лежа в кровати.

Выход из спальни

Воздушное закаливание, гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

(ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

(И. п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед).

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

(И. п. руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

(И. п. ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки).

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

(И. п. ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.)

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

И. п. руки опущены,

(кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны).

7. Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся.

(глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

Полоскание рта и горла

Буль-буль-буль - зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Закаливание вашего ребенка»Анкета для родителей «Закаливание вашего ребенка» Каждый из Вас хотел бы видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Уважаемые родители! В целях повышения эффективности вашего сотрудничества.

Фотоотчёт «Закаливание детей старшего возраста»Фотоотчёт «Закаливание детей старшего возраста» Закаливание детей старшего возраста. Цель: укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности детей, росту физической выносливости,.

Консультация для родителей на тему «Закаливание в детском саду» Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Основными средствами закаливания.

Консультация для родителей «Закаливание детей летом» Консультация для родителей «Закаливание детей летом» Закаливание оказывает общеукрепляющее воздействие на организм детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Закаливание детей в семье» Родители нередко замечают, как их ребенок, посещая дошкольное учреждение, начинает болеть. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Закаливание в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем новгородова наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Закаливание в ДОУ
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 06:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД