МААМ-картинки

Закаливание детей в детском саду

Ирина Чухарева
Закаливание детей в детском саду

Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.

В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.

Публикация «Закаливание детей в детском саду» размещена в разделах

Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.

Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.

При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:

• систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;

• строгая постепенность увеличения силы раздражителя;

• последовательность раздражения;

• учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка, домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный подход);

• учёт эмоционального состояния ребёнка;

• связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.

При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:

• 1 – здоровые дети;

• 2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;

• 3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:

• 4 – имеющие острые хронические воспалительные процессы;

• 5 – с пороком сердца;

• 6 – страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.

При проведении всех закаливающих процедур воспитатель совместно с медицинскими работниками осуществляет врачебно-педагогический контроль, учёт состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведё т к быстрому угасанию выработанных рефлексов:

• у детей 2-3 лет через 10-12 дней,

• у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.

Виды закаливания, применяемые в дошкольном учреждении.

Воздушное закаливание

Воздушное – закаливание воздухом.

Температура воздуха в группах должна быть:

• до 3-х лет – 22С;

• 3 – 4 года – 21С;

• 5 – 7 лет – 20-18С.

Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16С и прекращают.

Воздушные ванны

С детьми 1младшей группы принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми 2 младшей группы – через 1-1,5 часа.

Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (в одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 2 лет - доводится до 20С, от 2 до 7 лет – 14-15С.

Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

Йодо – солевое закаливание для детей младшего дошкольного возраста.

Оборудование:

• 2 таза;

• 2 одеяла;

• ребристая доска или резиновый коврик с шипами;

• дуга для подлезания.

Раствор:

3% настойка йода, соль.

Расчё т: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36С.

Методика проведения:

Температура воздуха в помещении не выше 20С

После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36С, затем здоровые дети (температура воды – 20С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

Контрастное закаливание для детей среднего дошкольного возраста.

Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях

Методика проведения:

После сна дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.

Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18С в тёплое время года и до 6-10С в холодное время года.

С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

Не рекомендуется проводить это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.

(Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи. Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.)

Обтирание для детей старших и подготовительных групп.

Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

Оборудование:

• таз с водой;

• варежки каждому ребёнку;

• полотенца каждому ребёнку.

Методика проведения:

Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.

Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.

Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.

Те же движения повторяют другой рукой.

Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.

По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.

Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

Температура воды для обтирания:

зимой: начальная - 30, предельная - 22;

летом: начальная - 28, предельная - 18.

Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

Обработка варежек:

в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

Оформление тетради по закаливанию

Тетрадь по закаливанию оформляется таким образом:

• схема закаливание по временам года;

• полная запись методики закаливания;

• список детей для общего закаливания;

• список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.).

Образец:Схема закаливания на сентябрь- ноябрь

№ Ф. И. ребёнка Дни месяца

Температура воды Примечание

1. Иванов Паша + + + + - - 36 36 35 +

2. Кашина Таня + + + + + + + + + +

t воды 34 34 33

t воздуха 20 20 20

ДЧБ

1. Петров Вова + + +

2. Сидоров Женя + + +

t воды 36 36 35

t воздуха 20 20 20

В тетради отмечаются:

• температура помещения;

• температура воды;

закаляющиеся дети – «+»;

• болеющие дети – «б»;

• дети, находящиеся в отпуске – «о»;

• медотводы – «м».

Если ребёнок из первой группы болел тяжело или долго, после выхода с больничного закаливание для него проводится с повышением температуры воды на 2-3 (по сравнению с той, в которой на момент его выхода после болезни закаляются дети данной группы) в течение 3-4 дней, затем он получает те же процедуры, что и вся группа.

Если ребёнок болел недолго и нетяжело, он сразу же подключается к основной группе. Для детей ДЧБ закаливание назначает и консультирует педиатр.

В графе «Примечание» старшая медсестра или врач пишет продолжительность медотвода, отмечает время перевода детей из ослабленной группы в основную и наоборот.

Медицинские отводы от закаливания

• ангина фолекулярная – 2 недели;

• острый бронхит – 2 недели;

• пневмония – 2 недели;

• гнойный отит – 1 неделя;

• скарлатина – 3 недели;

• болезнь Боткина – 3 недели;

• острый нефрит – 3-4 недели;

• тонзиллит – 2 недели;

Примерная схема закаливания часто болеющих детей

(до 3-х лет)

Температура воздуха в помещении +20С - +18С.

1. Воздушная ванна с утренней гимнастикой (в трусах и майках с короткими рукавами). Продолжительность – 10-15 минут (на зарядку – 6-7 мин).

2. Умывание водой температурой от +28С летом, к концу года снижается до +18С. Зимой температура воды снижается до +20С. Дети старше 2-х лет моют лицо, шею, руки о локтя.

3. Дневной сон летом – на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной спальне (при температуре воздуха - +15-16 С).

4. Прогулка два раза в день при температуре воздуха - +30С до -15С.

5. В летнее время пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 минут в день по 2-3 раза.

6. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голени) водой температуры +38, +28, +38С – перед дневным сном. Летом – обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1С) снижением температуры воды с +28 до +18С.

Источник: «Дошкольное воспитание», 1985г. ,№4, с. 45.

Примерная схема закаливания часто болеющих детей

(старше 3-х лет)

Температура воздуха в помещении +19С - +18С.

1. Воздушная ванна с утренней гимнастикой (в трусах и майках с короткими рукавами). Продолжительность – 10-15 минут (на зарядку – 6-7 мин).

2. Умывание водой с постепенным снижением температуры от +28С летом до +18С зимой. Дети моют лицо, шею, руки выше локтя, верхнюю часть груди.

3. Полоскание рта (дети 3-4 лет), горла (дети старше 4 лет) кипячёной водой комнатной температуры с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около трети стакана воды.

4. Дневной сон летом – на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной спальне (при температуре воздуха - +15-16 С).

5. Прогулка два раза в день при температуре воздуха - +30С до -15С.

6. В летнее время пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 минут в день по 2-3 раза.

7. Зимой контрастное обливание ног (стоп и нижней трети голени) водой температуры +38, +28, +38С – перед дневным сном. Летом – обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1С) снижением температуры воды с +28 до +16С.

Перечень противопоказаний, для проведения закаливающих процедур

- Негативное отношение и страх ребенка.

- Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.

- Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.

- Карантин в детском саду или в семье.

- Высокая температура в вечерние часы.

- Для того чтобы закаливающие процедуры дали результат, нужно соблюдать определенные правила закаливания :

- Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно.

- Постепенно переходить от слабых раздражителей к более сильным раздражителям.

- Учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.

- Обязателен положительный настрой малыша к закаливающим процедурам.

Побудки, закаливающие мероприятия

Гимнастика пробуждения в постели

Комплекс №1 (Зайчишки)

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись,

И в зайчишку превратись

(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех,

Зайка лапки поднял вверх.

Потянулся и …. прыжок

(тянутся, лежа на спине,

опускают руки вниз).

На спине лежат зайчишки,

Все зайчишки шалунишки:

Ножки дружно все сгибают,

По коленкам ударяют. Вот увидел он лисичку,

Испугался и затих

(прижать руки к груди,

затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим

(лежа на спине, движение ногами,

имитирующие бег).

Были вы зайчишками,

Станьте ребятишками

Комплекс № 2. (Медвежата)

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись

И в медвежонка превратись

(поворачиваются направо, затем налево).

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили!

Вот так. Вот так

Головой своей крутили

(повороты головой).

Вот мишутка наш идет,

Никогда не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел –

Мало меду, много пчел

(махи руками).

Мишка по лесу гулял,

Музыканта повстречал.

И теперь в лесу густом

Он поет под кустом.

Дыхательная гимнастика.

Глубокий вдох,

На выдох: «М-М-М».

Были медвежатами,

Станьте же ребятами.

Комплекс № 3. (Я на солнышке лежу)

Солнышко проснулось

И нам всем улыбнулось

(дети улыбаются).

Вспомним солнечное лето,

Вспомним вольную пору.

Вспомним речку голубую

И песок на берегу

( Воспитатель говорит:«Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Только я все лежу,

И на солнышко гляжу

(лежа на животе, движения ногами).

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно

(движения руками).

Вышли на берег крутой,

И отправились домой

(имитация ходьбы).

Дыхательная гимнастика:

«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)

вдох – живот втянуть (руки вперед,

выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом

К умывальнику бегом.

Комплекс № 4 (Дождь)

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней,

И по крыше бьет быстрей

(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки

(поднимают руки вверх, потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей

(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло

(поворачивают голову направо, налево).

А теперь на ножки встанем,

И большими станем

(И. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).

Комплекс № 5.(Тили-дон)

Тили-тили-тили-дон,

Что за странный перезвон.

То будильник наш звенит,

Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону.

Нам гимнастика нужна

Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

И еще один разок,

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,

На педали встали.

Быстрей педали я кручу,

И качу, качу, качу.

Очутились на лугу.

Крылья пестрые порхают,

Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.

И посмотрим мы в окно.

Шел петух по двору,

Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»

Крыльями похлопал,

Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему

Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке.

Движения выполняются в соответствии со словами).

Гимнастика около кровати

Комплекс №1 «Стрекоза».

И. п. – стоя между кроватями.

Вот такая стрекоза,

(встать на носки, руки вверх через стороны)

Как горошины, глаза.

(соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг,

приставить к глазам («очки», повороты в стороны)

А сама, как вертолет,

(вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса,

(присед)

И на кустиках роса.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули,

(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

Улетела стрекоза.

(мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась.

(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони

сложить рупором и «петь» : «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»).

Комплекс № 2 «У меня спина прямая».

И. п. – узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь

(наклон вперед) :

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу

(ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина

(наклоны туловища!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища!

Комплекс № 3 «Мы проверили осанку».

И. п. – стойка руки на пояс или за спину.

Мы проверили осанку

(ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках

(ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята

(ходьба на месте,

И как мишка косолапый

(ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем

(бег на месте)

И после к бегу перейдем.

(ходьба на месте)

Комплекс № 4 «Веселая физкультура».

И. п. – стоя между кроватями.

Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки

(ходьба с резкими движениями рук в стороны,

Для чего нужна зарядка?

(встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

(присесть – встать, держать осанку)

И весь день не уставать!

(наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки

(бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем

Настоящим силачом!

(повороты туловища направо – налево)

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Значение прогулки для детей в детском садуЗначение прогулки для детей в детском саду Что может быть приятнее, чем прогулка с детьми? Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Дидактические игры для детей 5–6 лет в детском садуДидактические игры для детей 5–6 лет в детском саду Дидактическая игра – это прекрасный способ развития и обучения ребенка в игровой форме. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослый.

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Консультация для родителей на тему «Закаливание в детском саду» Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Основными средствами закаливания.

Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду»Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.

Проект «Оздоровление и закаливание в детском саду» ЗАКАЛИВАНИЕ Закаливание - ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. В природе постоянно.

Закаливание детейЗакаливание детей Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма профилактики простуд и повышение иммунитета. - Хождение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Закаливание детей в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Чухарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Закаливание детей в детском саду
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 17:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД