Папки-передвижки

Загадка как средство воспитания ребенка. Как подобрать загадки для дошкольников

Смоляр Наталья Анатольевна
Загадка как средство воспитания ребенка. Как подобрать загадки для дошкольников

Немного истории

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности.

«Появление загадок относится к «древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума» Буслаев Ф. И.

Указывая на различные предметы, явления, действия людей, загадка не называла их однозначно, потому что представления о мире облекались в художественную, об­ разную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена могло быть различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от "нечистой силы" свое жилище, семью, скот, хозяйство и прочие.

Публикация «Загадка как средство воспитания ребенка, Как подобрать загадки для дошкольников» размещена в разделах

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земле­дельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.

Загадки использовались в военных, торговых делах (например, существовал язык офеней, изобиловавший метафорами и загадками). Широко пользовались иносказательным языком, в том числе и загадками, скоморохи, бродяги и др.

Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. На ум сразу приходят русско-народные сказки, где Змей Горыныч или баба Яга испытываю Ивана Царевича.

В русских русалочьих песнях русалки задают юношам коварные вопросы: Что растет без коренья (камень, Что цветет без цвета (папоротник, что бежит без повода (вода)

В скандинавских и немецких сказаниях, загадка разгаданная путешественником дает ему право на ночлег.

С течением времени, загадка теряет свойство "тайного языка" и становится средством проверки смекалки, становится дидактическим средством и широко используется для обучения детей.

В настоящие время загадка используется как увлекательное средство обучения и организации досуга детей дошкольного и школьного возраста.

Что такое загадка

В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

В основе всех определений одни и те же признаки:

по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

как правило, это описание лаконично;

загадке часто присущ ритм.

Содержание загадки отражает жизнь человека и окру­ жающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п.

С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Без рук, без ног, все толк да скок (зыбка); Летом обута, зимой разута (соха).

Современная жизнь становилась богаче, разнообразнее, так в Советское время появились загадки рассказывающие о достижениях культуры, техническом прогрессе: Чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб пре­огромнейший сугроб (снегоуборочная машина);

Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу (пылесос); Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок да ящик (проигрыватель, магнитофон); Моря есть— плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть —

пахать нельзя (географическая карта). Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета); Плывет в просторе, но не в море, кораблем зовется, а вокруг звезд вьется (космический корабль).

Появляется жанр литературной загадки. Часто литературные загадки — это целые рассказы в стихах.

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят —

Во все стороны летят.

(почтовый ящик)

С. Я. Маршак

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок.)

Паровоз

Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел—

Прямо по морю пошел!

(Пароход.)

К. И. Чуковский

Загадка как логическая задача

Главная особенность загадки состоит в том, что эта ми­ ниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку. — значит найти решение задачи, ответить ка вопрос, т. е. совершить довольно сложную мысли­ тельную операцию.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку (кролик)

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (лето)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

Сперва блеск, за блеском — треск, за треском — плеск (гроза)

Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое).

Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Рук нет, а строить умеет (птичка)

В воде купался, а сух остался (гусь).

Зимой и летом одним цветом. (ель)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел)

Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)

Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)

Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла)

Иногда к загадкам сам составитель добавляет вопрос, например:

Кто на себе домик носит? (Улитка)

Кого один раз в году наряжают? (елку)

От чего утка плавает? (От бе­рега)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня?

(коньки)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь — у нас работа:

Топать, шлепать но болотам.

(резиновые сапоги)

Нередко загадка специально оказывается структурно неоконченной: ее незавершенность связана с синтаксическим и ритмическим оформлением, с пропуском рифмы. "доскажи словечко"

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто же это?

(воробей)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут Опустился.

(парашют)

Употребление слова в ином, переносном значении — наиболее распространенный прием для создания за­ гадки. Еще Аристотель называл загадку «хорошо составленной метафорой». Загадки-метафоры

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солн­це взойдет — гвоздь упадет

(сосулька)

Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

Стоит Антошка на одной ножке (гриб)

Ходят весь век, а не человек (часы)

Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает (ручки двери)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (арбуз)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (зайчик)

Кручу, верчу, знать никого не хочу (вьюга)

Конь бежит, земля дрожит (гром)

Крупно дробно зачастило

и всю землю напоило

(дождь)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(вишня)

Я пыхчу пыхчу пыхчу

сто вагонов я тащу

(паровоз)

Шапочка да ножка —

Вот и весь Ермошка.

(гриб)

По деревянной речке

Плывет кораблик новый.

Свивается в колечки

Дымок его сосновый.

(рубанок)

Щука в море, хвост на заборе (ковш)

Сто один брат

Все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(забор)

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его.

(скворец)

Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному твор­ честву, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эсте­тическое наслаждение.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассужде­ нию и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Каждая группа загадок в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это позволяет использовать загадки для развития наблюдательности, закреплять знания о признаках предмета, окружающего мира и явлений природы.

В загадках о предметах домашнего обихода, указывается на характерное во внешнем виде предмета, на то из чего сделан предмет, указывается предназначение предмета, указывают на величину предмета.

Два кольца, два конца, посередине гвоздь и тот насквозь (ножницы)

Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама)

Ног нет, а хожу,

рта нет, а скажу,

когда спать,

когда вставать,

когда работу начинать

(часы)

Кланяется, кланяется,

при­ дет домой — растянется

(топор)

Летит, как стрела, жужжит, как пчела (самолет)

Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома

(трамвай)

Маленький шарик под лавкой шарит (мышка)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица (козел)

Хвост крючком, нос пятачком (свинья)

Косоглазый, маленький в белой шубке, в валенках (заяц)

Белые хоромы, красные подпоры (гусь)

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных:

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост потеряет — другой вырастает

(ящерица)

Под мостиком виляет хвостиком (рыбка)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет — она знать дает (собака)

Мохнатенькая, усатенькая по кладовкам рыщет, сме­танку ищет (кошка)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет, вкус и многое другое:

Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет (колокольчик)

Низок да колюч, сладок да пахуч

Ягоды сорвешь, да всю руку обдерешь

(крыжовник)

Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены (березки)

Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (смородина)

Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей,

повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.

Как подобрать загадки для дошкольников.

Нельзя предлагать детям любую загадку. Следует учитывать ее воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц, о жизни и смерти, о родстве (муж, же­ на, свекровь и т. п., о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.)» о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, зыбка) и пр.

Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания и пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, рас­ ширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе. Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.

Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается.

Также успешно дети отгадывают загадки с использованием такого художественного приема, как сравнение, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением дети пользуются в своей речевой практике. Загадку "Хвост крючком, нос пятачком" дети отгадывают легко, ведь им хорошо знакомо сравнение хвоста свиньи с крючком, а носа с пятачком, они его не раз слышали.

Загадки, привлекаемые к работе, должны быть по содержанию, логике, форме занимательны, правдивы, грамотны, художественно оформлены.

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Загадка как средство воспитания ребенка. Как подобрать загадки для дошкольников
Опубликовано: 5 августа 2023 в 15:48
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД