Лучший педагог года

Этнокультурное воспитание детей младшего возраста в детском саду

Елена Бобрецова
Этнокультурное воспитание детей младшего возраста в детском саду

Приобщение детей раннего возраста

к коми фольклору через сказания

Наследие наших предков - это песни, сказки, былины, игры - необходимо воспринимать как живую реальность. Через сказки дети будут лучше знать, понимать духовные традиции своего народа.

В сказках и играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши народы. Это в большей степени светлый оптимизм и, конечно же, вера в силу простого человека, в победу над злом.

Публикация «Этнокультурное воспитание детей младшего возраста в детском саду» размещена в разделах

Проживая на севере в Республике Коми я в своей работе воспитателя пытаюсь приобщить детей раннего возраста к устному народному творчеству нашей Республики.

Легенды и сказания помогают детям постигать не только собственную историю, но и секреты мышления, многовековые сокровенные чаяния народа.

Одним из таких сказаний является сюжет о Пере-богатыре.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Сюжет сложился в результате совместного многовекового творчества двух родственно-язычных народов, и по моему мнению, наиболее легок в восприятии детьми раннего возраста.

Впервые запись сказания о богатыре и охотнике Пере была сделана ещё в 1771 г. академиком И. И. Лепёхиным, к настоящему времени о нём опубликованы десятки текстов.

Родился Пера в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны Костэ около реки Лупья. По другим верованиям, он был сыном тайги Парма. Его жена – красавица Зарни-ань, дочь Шонди или Солнца, была воплощением зари, добродетельной хозяйкой : вставала раньше и ложилась позже мужа.

Два самых распространенных предания о Пере - это легенда о его столкновении с лесным духом Верса и о победе над вражеским войском, впереди которых двигалось «огненное колесо».

Пере присущи мифические и богатырские силы. С охоты он мог принести по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Лыжи богатыря мчали так быстро, что обгоняли лошадиную упряжку. Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина.

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера, чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.

В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.

Относительно смерти Перы существует несколько версий. Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу, и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной - на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер.

Есть одна особенность коми сказаний, которую никак нельзя обойти молчанием. Коми-зыряне, которые на протяжении почти восьми столетий жили в тесном соседстве с великим русским народом, испытывали благотворное русское влияние на все стороны материальной и духовной культуры. Огромное влияние на коми сказания оказали и русские былины. Это и понятно. Ведь такие районы Коми края, как Печора и Мезень, по праву считаются главными очагами, где до недавнего времени сохранился русский былевой эпос. Издавна широкое распространение получили среди коми-зырян сказания, представляющие собой прозаические предложения русских былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. А многие любимые персонажи коми эпоса нередко величаются "Крепителями-Держателями Русской земли".

Осознание своего неразрывного единства со всей Россией, с населяющими ее народами, - вот что определяет большую и идейно-воспитательную значимость и жизненность коми народных сказаний.

Публикации по теме:

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Конспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возраста Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду. Задачи: • познакомить с понятием «этикет»; •.

Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение»Консультация для родителей «Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение» Консультация для родителей "Игры детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду и их значение" Сорокина Анжела Валерьевна.

Настольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возрастаНастольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возраста Настольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возраста. Настольный театр играет большую роль в формировании.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Библиотека изображений:

Публикация Этнокультурное воспитание детей младшего возраста в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бобрецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей младшего возраста в детском саду
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 20:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД