Лучший педагог года

Опыт работы «Этнографические традиции в формировании личности дошкольника»

Дудова Елена Александровна
Опыт работы «Этнографические традиции в формировании личности дошкольника»

Для многих дошкольников первоосновой творческого развития личности является народное искусство. С первой погремушкой, матрёшкой у ребёнка воспитываются и становятся его достоянием форма, цвет, орнамент игрушки, которую веками отбирал и шлифовал каждый народ.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.

Публикация «Опыт работы „Этнографические традиции в формировании личности дошкольника“» размещена в разделах

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме приобщения детей к этнокультурному воспитанию в семье.

Да, и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия.

Исходя из данной цели, поставила перед собой задачи:

1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре

2. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

3. Знакомить с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

4. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.

5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к её народной культуре и людям, создающим её.

Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу совместной деятельности: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками, через такие

Методы и приё мы:

наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультимедийных презентаций ;

практический: наблюдения, поисковая деятельность детей;

словесный: чтение русских фольклорных произведений, потешек, былин.

игровой: праздники, открытые мероприятия, русские народные игры

1. Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.

Создали мини-музей, где дети знакомятся с истоками русского народного искусства. Для знакомства с традициями русской культуры прошлого мы посещали Ялуторовский острог.

Запомнились детям посиделки в избе, за настоящей прялкой.

Мастерицы учили нас, как изготовить настоящие бусы для национального костюма, плести из бисера разные украшения.

Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов.

Ещё были просмотрены презентации «Как люди на Руси жили», «Уклад людей в древней Руси», «Спортивные состязания и народные игры».

Также проводили беседы: «Зачем нужны музеи? Что в них хранится?»

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.).

С детьми обыгрывала потешки, используя пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.

Используем игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Дети с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Что было раньше, что сейчас», «Чудесный мешочек».

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Мы водили хороводы под русские народные песни., проводили замечательные праздники «Масленица», «Посиделки у бабушки Арины», «Рождество», «Ярмарка», «Праздник весны» и тд.

На праздниках мы с ребятами, в русских народных костюмах, рассказываем потешки, небылицы, поём частушки, загадываем друг другу загадки, водим хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили, красны девицы».

Если в младшей группе я сама организовывала детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, взяв инициативу на себя, то в средней группе дети уже могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Ребята с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы.

4. Знакомство с народным искусством.

Я познакомила детей с народными игрушками: матрёшкой, дымковскими, филимоновскими, богородскими, с их историями, с формой, цветом, орнаментом и росписью, что каждый знак и символ обозначает, а их сочетание всегда передаёт определённое значение.

Дети с удовольствием передают в своих работах основные элементы лепки и росписи, умение составлять узор.

Выставки детских работ, тематические выставки: «Дымково», «Филимоново» и тд.

5. Знакомство с русскими народными играми.

В младшем и среднем возрасте любимыми играми у детей стали русские народные игры как:

«У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Богатырская наша сила», «Колечко, колечко», «Заря-заряница», «Ручеёк», «Баю-бай» и др.

В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

Оформлена картотека «Русских народных подвижных игр».

6. Работа с родителями. Для родителей были разработаны консультации : «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей?», рекомендации «Давайте споём», «Семейный музей».

Они принимали участие в организации мини-музея, изготавливали своими руками костюмы, кокошники.

А также вместе проводим праздники: Масленицу, Рождество, Пасху и др.

7. Работа с педагогами. Для педагогов были предложены рекомендации, метод проектов по теме «Нравственно-патриотическое воспитание».

Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы. Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа.

Перспектива на будущее: разработать план для детей старшей группы, используя региональный компонент (знакомство с традициями, культурой других народов живущих в нашей области).

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Опыт работы «Этнографические традиции в формировании личности дошкольника» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дудова Елена Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Этнографические традиции в формировании личности дошкольника»
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 21:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД