Лучший педагог года

Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Татьяна Тукиш
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.

Публикация «Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции» размещена в разделах

Поскольку у детей с алалией имеется ограниченность моторных возможностей, я использую в коррекционной работе методику графомоторной стимуляции речи при моторной алалии (автор Башинская Т. В., Пятница Т. В., в основе которой лежит максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи (голосовой реакцией). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком».

Имея достаточный объем игровых или бытовых движений, наши дети затрудняются в 2-3 кратном повторении одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им и во-все недоступен. В момент движения дети не воспроизводят звук, либо фразу. Им это трудно. Дети произносят звук либо раньше, либо позже действия, но не в момент.

Необходимы специальные игровые упражнения, которые помогут детям координировать речь с движением, развивать чувство ритма, в тоже время формируя речь.

Следуя методике вышеуказанных авторов, применяю пять последовательных направлений:

- игровые упражнения,

- пальчиковые игры,

- ритмодекламации,

-подвижные речевые игры,

-графические упражнения.

Рекомендую также использовать игровые упражнения педагогам в разных видах деятельности.

Работу строю последовательно, делю на три этапа.

1 этап – звук, слог, слово.

Что необходимо воспитывать и формировать на первом этапе? Прежде всего речевую активность, а также формировать пассивный и активный словарь. Словарь должен быть доступен пониманию и воспроизведению.

На этом же этапе стараюсь вести работу над простейшим диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями.

Это формирует предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. Работая над звуком, затем слогом, далее над словом, мы формируем способность выражать свои мысли, но не исправляем звукопроизношение.

2 этап – фраза. На данном этапе идет формирование фразовой речи. Усложняется словарь, более четкой становится структура фразы.

На том этапе веду активную работу над распространением предложений. Работаю над их грамматическим оформлением. Идет активная работа над диалогом и рассказом описательного характера. Четко слежу за высказываниями детей.

3 этап - связная речь. На третьем этапе формируем связную речь, развиваем коммуникативные уме-ния, автоматизируем грамматические структуры.

Хочу отметить наиболее эффективные упражнения. Это, несомненно, упражнения по координации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого, которые легко совмещаются с непроизвольным резким выдохом с голосовой реакцией.

Эти упражнения способствуют включению в работу механизм управления речью.

Голосовая реакция, не сразу, а постепенно, в момент движения (броска) преобразуется в слоги и простые слова.

Также одновременно усложняются движения руки.

Актуальны и графические упражнения на вертикально расположенной поверхности: доска, ватман на стене и т. д.

Формируется связная речь, закрепляются полученные ранее навыки, развивается понимания речи, идет процесс формирования грамматического строя языка.

На этом этапе дети понемногу начинают овладевать слоговой структурой сложных слов, осознают предлоги, заучивают стихи на двигательно-ритмической основе.

И приступаем к обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Публикации по теме:

«Заколдованные дорожки». Занятие по развитию графомоторной координации«Заколдованные дорожки». Занятие по развитию графомоторной координации «Заколдованные дорожки»Цель:Развитие графомоторной координацииЗадачи: 1. Развивать и тренировать координацию движений пальцев, 2. Развивать.

«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Библиотека изображений:

Публикация Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
Опубликовано: 20 января 2022 в 18:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД