Получи документы

Эссе «Развитие речевого общения у дошкольников»

Бычкова Татьяна
Эссе «Развитие речевого общения у дошкольников»

ЭССЕ

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Выполнила:

Бычкова Татьяна

Анатольевна

«Есть все фактические и теоретические

основания утверждать, что не только

интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций и личности в целом

находится в непосредственной

зависимости от речи».

Л. С. Выгодский

Публикация «Эссе „Развитие речевого общения у дошкольников“» размещена в разделах

Для детей, взрослый является примером для подражания. Это касается и речи ребенка. По этому можно смело полагать, что чем грамотней построена речь взрослого, тем лучше будет опыт в общении у ребенка, начиная с самого рождения.

Речь ребенка является приобретенной способностью, она развивается совместно с умственными и физическими возможностями. Что служит главным критерием его общего развития. Понимание речи происходит в определенной последовательности, которые имеют ряд

особенностей схожих для всех детей.

Многие ученые, которые изучают речь детей, выделяют разные этапы, в появлении речи ребенка, и называют из по разному. Они так же могут отличатся и возрастными границами.

А. Н. Гвоздев выделяет такие периоды как: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений.

А такой известный советский ученый как А. Н. Леонтьев выделяет четыре основных этапов в развитии речи детей. К начальному этапу относит детей до года, называет он его подготовительный. Следом выделяет преддошкольный этап, в него входят дети до трех лет. Называет этапом первоначального овладения языком. Третий этап дошкольный. В него включают детей до семи лет. И последний четвертый этап школьный.

Дошкольный этап можно считать основным в становлении речи. Ведь в начале этапа у детей наблюдаются неправильное звукопроизношение, проблемы с произношением свистящих и шипящих, сонорных звуков р и л. В течении этого периода у детей формируется фонематическое восприятие, что позволяет исправить произношение в некоторых возможных случаях. Увеличивается словарный запас слов.

Продолжает пополняться активный словарь ребенка и к 4-6 годам, он достигает 3000-4000 слов. Но так же можно наблюдать, что в этом возрасте дети не до конца понимают значения слов, или вовсе произносят из не правильно.

В месте с развитием словаря, происходит и развитие грамматического строя речи.

В середине этого периода дети начинают хорошо овладевать связной речью. После трех лет в речи детей можно наблюдать значительное усложнение строя речи ребенка. По мнению А. Н. Гвоздева к трем годам у детей уже сформированы основные грамматические группы.

На четвертом году жизни в речи детей можно встретить как простые, так и сложные предложения. На пятом году жизни дети начинают свободно овладевать структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

На этом этапе речь детей становится сложнее. Беседы с детьми становятся интереснее. В своей речи они начинают использовать более сложные слова и слово сочитания. Рассказы становятся более яркие в описании. В пять лет дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картин. И это может свидетельствовать о том, что дети начинают овладевать самым сложным видом речи,то есть монологической речью.

Так же можно отметить, что у детей улучшается фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные, а за тем и шипящие, свистящие и сонорные звуки. В четыре пять лет у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. И дети начинают говорит гораздо лучше, его речь становится совсем чистая.

На протяжении всего дошкольного периода постепенно начинает появляться контекстная речь. Сначала она появляется при пересказе самых простых сказок, рассказов. Потом при рассказе по сюжетным картинам. Затем это все усложняется, ребенок начинает рассказывать истории из личного опыта. Описывая все в подробностях, рассказывая о своих переживаниях, впечатлениях об увиденном и радостных моментах.

В детском саду работа над словом является одной из главных задач в общей системы по развитию речи. В ходе работы было отмечено, что бедность словаря, мешает полноценному общению ребенка со сверстниками, и в связи с этим затормаживается общее развитие ребенка.

Над особенностями развития детского словаря много изучали в области физиологии, психолингвистики и психологии. В развитии словаря детей дошкольников можно выделить две направленности.

Одно направление это количественный рост словаря, а второй его качественное развитие.

У ребенка можно выделить наличие двух словарей: пассивный (слова которые ребенок понимает, но употребляет) и активный (это те слова который ребенок понимает, и употребляет в своей речи). В работе с дошкольниками стоит уделять много внимания на новые слова, и стараться чтобы они вошли в активный словарь ребенка.

Быстрым обогащением детского словаря можно считать период дошкольного возраста. Но все будет зависеть от условий в которых растет ребенок. В научных трудах можно встретить противоречивые данный о словаре детей одного и того же возраста, их данные могут отличаться. У кого то из детей первые осмысленные слова появляются в конце первого года жизни. А кому то понадобится значительно больше времени.

В литературе отмечается, что в конце первого года жизни это 10-12 слов. При этом отмечается, что пассивный словарь больше активного. Но со временем это меняется, после полутора лет нарастание активного словаря набирает обороты и к концу двух лет это уже порядка 300-450 слов. А к трем годам это уже порядка 1500- 1800 слов. За счет овладения способами образования слов, отмечается большой скачек в развитии словаря. В речи детей встречаются слова, обозначающие предметы ближайшего окружения, определенные их признаки и действия с ними. Рост словаря продолжается и в дальнейшем, но уже не в таких темпах. В три года отмечается более активное накопление словаря. К четырем годам количество слов доходит до 2000-2200.

Обучение является основным средством речевого развития. Это трудный процесс который включает в себя целенаправленность и систематичность со стороны воспитателя детского сада. Под их чутким руководством дети овладевают конкретными навыками и умениями. Именно Е. И. Тихеева первая из последователей К. Д. Ушинского считала, что систематический подход обучения и методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

В детском саду ведется большая работа по развитию словаря, для этого используются различные средства. К этим средствам можно отнести дидактические игры и упражнения, рассматривания картин, драматизация отрывков из художественных произведениях. В более старшем возрасте сюда включают пересказы, работы с сюжетными картинами. В настоящее время в развитии словаря появилось много средств и способов, которые можно использовать в работе. Благодаря этому дети получают не только большой объем знаний, но и учатся использовать эти знания и в повседневной жизни в общении со взрослыми и сверстниками. Дети за счет всего этого учатся владеть приобретенными знаниями, вооружаться навыками умственной работы, развивать активность и самостоятельность мышления.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:

Публикация Эссе «Развитие речевого общения у дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бычкова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эссе «Развитие речевого общения у дошкольников»
Опубликовано: 3 апреля 2021 в 13:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД