МААМ-картинки

Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»

Ксения Тимофеева
Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»

В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко внедрять различные виды деятельности в образовательный процесс.

Публикация «Эссе „Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема“» размещена в разделах

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть емким, небольшим по объему. Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Они позволяют ребенку реализовать свои творческие способности в интересной, игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем и др.

В дошкольном возрасте главным является не приобретение ребенком экологических знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Таким образом, на первое место выходит экологическое образование. Однако в педагогической литературе под образованием подразумевается целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя и обучение, и воспитание.

Исходя из этого, экологическое образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей, их воспитывающих.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры - базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, "рукотворном мире", окружающих людях себя собой - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического образования дошкольников :

Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов экологического образования дошкольников, необходимо считать следующие:

Отбор содержания экологического образования в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный, включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического образования детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

Организация развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического образования в дошкольном учреждении.

Организация систематизированного педагогического процесса экологического образования детей.

Осуществление мониторинга результатов экологического образования.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое.

Настоящее время характеризуется активным внедрением интегративных процессов в практику дошкольного образования. Что очередной раз подтверждает актуальность.

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание и образование детей» Основное моё направление работы это "Экологическое воспитание и образование детей". Постоянно работаю над приобретением педагогических знаний.

Консультация «Экологическое образование и воспитание детей» Статья "Экологическое образование и воспитание детей" воспитатель: Протасова Зинаида Петровна Сейчас много говорят об охране природы к,.

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия» Эссе на тему: «Моя педагогическая философия» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А.

Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Три педагогических счастья, Добро нести, добру учить Добиться цели через трудности Любовью истине служить- Я называю это мудростью.

Эссе на тему «Моя педагогическая философия» ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить. Сократ Много разных дорог у человека.

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»Эссе на тему: «Моя педагогическая философия» «Педагог без любви к ребенку - все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги,.

Эссе на тему «Моя педагогическая философия» «Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой!» Пьер де Ронсар. Быстро.

Эссе «Моя педагогическая философия» Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, Свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель?.

Эссе на тему: «Моя педагогическая формула счастья» Все мы родом из детства. Где-то там, далеко, остались в памяти картинки первых успехов и неудач, волшебства и ожидания чуда, слезы обид.

Эссе на тему «Моя педагогическая инициатива» Пинегиной Ольги Евгеньевны, воспитателя коррекционной группы МКДОУ"Детский сад №18" города Бакала Челябинской области. Чтобы иметь доступ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 16:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД