МААМ-картинки

Эссе «Формирование безопасного поведения дошкольников»

Никитина Ольга Фёдоровна
Эссе «Формирование безопасного поведения дошкольников»

Введение

В настоящее время мы живем в условиях все нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Мы прекрасно понимаем, что самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – это дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного обращения с предметами. В свое время, родители уделяют мало времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес. Исходя из этого, необходимо подготовить детей к безопасной жизни в окружающем мире, сформировать у дошкольников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к правильным действиям.

Публикация «Эссе „Формирование безопасного поведения дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников дошкольного учреждения.

Целью работы является воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

- обучить дошкольников умению распознать и оценить опасности окружающей среды;

- раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения;

- привить дошкольникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в различных опасных ситуациях.

2. Основы и проблемы формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

2.1 Понятие безопасного поведения дошкольников

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Вопросы развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста отражены в трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой и др. Григорович Л. А писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей". Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасное поведение в дошкольном образовательном учреждении» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников дошкольных образовательных учреждений, защиту от экологических катастроф и терроризма. Обеспечение безопасного поведения дошкольников заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.

2.2. Роль воспитателей в формировании безопасного поведения у детей

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность взрослых. Поэтому воспитатель детского сада призван формировать у детей навыки безопасного поведения, позволяющие действовать адекватно в конкретной реальной опасной ситуации.

Основной целью воспитания безопасного поведения дошкольника является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Цель всей системы воспитания и обучения - формирование личности, безопасной для себя, для окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз, то есть личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни самому себе.

Воспитатель обязан формировать у дошкольника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации, знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи.

Главной целью в работе воспитателя по развитию навыков безопасного поведения является развитие у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасного поведения.

Деятельность по развитию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста воспитатель начинает с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий.

Данная работа ведется через: организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги; совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры

Оптимальным методом формирование основ безопасного поведения в детском саду является игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций. Кроме этого, очень полезны ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогающие закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. В работе применяются различные дидактические игры и пособия, можно переделать сказки так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации, использование художественной литературы.

Воспитатель должен не забывать учить и напоминать детям убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Следует уточнить, что деятельность воспитателя по развитию навыков безопасного поведения дошкольника представляет собой неотъемлемую составляющую его профессиональной деятельности, направленную на выявление, развитие и формирование навыков безопасного поведения, на благополучие и жизнедеятельность ребенка.

2.3. Проблемы формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

В самом общем виде безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Безопасное поведение в широком смысле рассматривается как интеграция ценностных ориентаций и опыта деятельности личности в экстремальных ситуациях. В более узком понимании безопасное поведение – это функциональная система взаимодействия человека с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, К. Белая, В. Зимонина и др.). Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

Период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. Сегодня слабая подготовка дошкольника в области развития навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, несоблюдение им правил дорожного движения, пожарной безопасности пренебрежение правилами личной гигиены и нормами безопасного поведения в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев с детьми. Именно поэтому развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой в наши дни.

Содержание деятельности воспитателя в дошкольном учреждении состоит в создании условий для функционирования и развития у детей навыков безопасного поведения. Таким образом, развитие навыков безопасного поведения у дошкольников является актуальной проблемой, так как в процессе целенаправленной работы по развитию и обогащению знаний и умений о безопасном поведении происходит постепенное осознание и принятие детьми смысла безопасного поведения.

Заключение

Таким образом, период дошкольного возраста - один из главных этапов становления здоровья и развития навыков безопасного поведения, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы безопасного поведения. Изучив проблему безопасного поведения ребенка дошкольного возраста, мы выявили, что она является актуальной в наше время. Одной из главных причин возникновения чрезвычайных ситуаций в современном обществе является человеческий фактор. Поэтому особенно важно воспитать у подрастающего поколения навыки безопасного поведения, найти способы преодоления агрессивного образа мышления и поведения.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Работа воспитателя по развитию безопасного поведения детей проводится через такие формы работы как занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, досуги. Воспитатель обязан формировать у дошкольника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации, знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи.

Из вышесказанного следует, в наши дни развитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста является острой проблемой. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность взрослых. Поэтому воспитатель детского сада призван формировать у детей навыки безопасного поведения, позволяющие действовать адекватно в конкретной реальной опасной ситуации.

Список литературы

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. С. П., 2012. 158 с.

2. Алексеева Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Алексеева. М., 2013. 256 с.

3. Анастасова, Л. П., Иванова, И. В., Ижевский, П. В. Жизнь без опасностей. М., 2014. 168 с.

4. Андреев, А. С. Безопасность жизнедеятельности / А. С. Андреева. М. : ИНФРА-М, 2013. 311 с.

5. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников /Л. В. Артемова. М., 2012. 362 с.

6. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М. : ИНФРА-М, 2013. 112 с.

7. Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М., 2014.185 с.

8. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. : Просвещение, 2014. 287 с.

9. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. М. ,2013. 187 с.

10. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М., 2012. 221 с.

Публикации по теме:

Презентация с фотоотчетом о мероприятиях в рамках проекта «Формирование культуры безопасного поведения дошкольников» Цель: Познакомить детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Задачи: Создавать условия по ознакомлению.

Конспект занятия по основам безопасного поведения «Азбука безопасного поведения» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Родничок» г. Моздока РСО-Алания Конспект.

Формирование навыков безопасного поведения у детей через художественное творчество БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Скворцова Елена Николаевна воспитатель Формирование навыков.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогеФормирование у детей навыков безопасного поведения на дороге Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения. Через самые различные.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах методом проблемных ситуаций Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию.

Консультация «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» Формирование безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше,.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города посредством познавательной деятельности Мастер-класс по ПДД для педагогов-воспитателей. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» Подготовила воспитатель МАДОУ детского сада № 23 Лятукайте. Л. И. «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Исполнитель:.

Выступление на педсовете «Формирование безопасного поведения у дошкольников» (деловая игра) Цель: выявить состояние воспитательно - образовательной работы педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Формирование безопасного поведения дошкольников»
Опубликовано: 25 октября 2019 в 13:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Формирование безопасного поведения дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Ольга Фёдоровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД