Получи документы

Эмоциональное выгорание у педагога

Фомина Лариса Александровна
Эмоциональное выгорание у педагога

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательной организации стала особенно острой, в связи с появлением и развитием инклюзивного образования. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокой эмоциональной включенности педагога : в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний

Публикация «Эмоциональное выгорание у педагога» размещена в разделах

Так как феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, то есть тех, с кем человек взаимодействует.

Существует синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне

длительного стресса, а как последствие – истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.

Но недостаточно разработанным остается поиск способов снижения признаков эмоционального выгорания у педагогов, направлений, форм профилактической работы с педагогами, поэтому необходимы дополнительные исследования по диагностике и профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения синдром выгорания – физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя и других психоактивных средств, с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях суицидального поведения. Это расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или отдыхом. Одной из наименее защищённых и наиболее уязвимых в отношении выгорания профессиональных групп являются педагоги.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения синдром выгорания – физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя и других психоактивных средств, с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и во многих случаях суицидального поведения. Это расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или отдыхом. Одной из наименее защищённых и наиболее уязвимых в отношении выгорания профессиональных групп являются педСиндром выгорания развивается во времени, начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе, вызывает чувство напряжённости, раздражительности, утомления, завершается включением психологических защит, отдалением от профессиональной деятельности, апатией, цинизмом, соматическими и психопатологическими нарушениями невротического уровня, что снижает социальную адаптацию, меняет призму личностного восприятия, что касается представлений о самочувствии и отношений[40агоги.

Таким образом, для создания оптимального эмоционального климата во время урока, учитель вынужден постоянно поддерживать необходимый уровень своего психического состояния.

К. Рифф был создан оригинальный метод психотерапии (well-beingtherapy)

опросник «Шкалы психологического благополучия», который применяется во многих исследованиях». Существует множество способов профилактики эмоционального выгорания, ниже представленные лишь некоторые из них. 1. Отвлекайтесь: -Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе

-Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. -Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. -Обращайте внимание на мельчайшие детали. -Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.» 2. Снижайте значимость событий: - Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. - Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: - «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т; - «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»; - кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено. 3. Действуйте: - Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. - Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: - наведите порядок дома или на рабочем месте; -устройте прогулку или быструю ходьбу; -пробегитесь. 4. Творите: Любая творческая работа может исцелять от пережив- рисуйте; - танцуйте; - пойте; - лепите; - шейте; - конструируйте и т. п. 5. Выражайте эмоции : Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. - изображайте эмоции с помощью жестоаний

изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; - мните, рвите бумагу; - кидайте предметы в мишень на стене; - попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; - поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен.», «Меня это обидело.»)[51].

Эмоциональный интеллект, участвующий в борьбе с синдромом выгорания, логично включается в качестве средства в состав первого из четырех направлений этой борьбы, описанных Д. Г. Труновым [43] : 1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом", подразумевая за этими словами развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т. д., тем это будет более профессионально. 2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне. Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы. 3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении мы получаем итог: работа становится стандартной, ремесленнической, где педагог уже не горит, поскольку обезопасил себя огнеупорной спецодеждой и, в лучшем случае, тихо тлеет.

4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, а также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов и другие попытки добавить топлива извне. Как видим, эмоциональный интеллект, способствующий уменьшению уровня эмоционального выгорания, органично вписывается в первое, описанное Д. Г. Труновым направление борьбы с синдромом сгорания, то есть может рассматриваться как составляющая механизма саморегуляции отрицательных психических состояний[2]. Исходя из этого, можно делать вывод о том, что существует множество способов профилактики эмоционального выгорания у педагогов, которые способны снизить уровень эмоционального напряжения педагога. Таким образом, проанализировав литературу можно сделать вывод о том, что изучению эмоционального выгорания было уделено достаточно работ. Данное понятие было полностью раскрыто авторами, были описаны фазы, факторы эмоционального выгорания. Также можно найти достаточное количество литературы о педагогической деятельности и ее специфике, создающей условия для развития этого синдрома.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Игры на эмоциональное развитие в младшей группе Первые эмоциональные реакции ребенка имеют безусловно-рефлекторную природу. С помощью взрослых дети младшего дошкольного возраста овладевает.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка"Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.

Эмоциональное благополучие детей.Эмоциональное благополучие детей. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Библиотека изображений:

Публикация Эмоциональное выгорание у педагога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Фомина Лариса Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эмоциональное выгорание у педагога
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 20:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД