МААМ-картинки

Эмоции, актерское мастерство, импровизация и выразительность в детском танце

Ольга Сидорова
Эмоции, актерское мастерство, импровизация и выразительность в детском танце

Хореография - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит

ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре, кино, видео и

телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.

Однако наиболее эффективной представляется собственная

Публикация «Эмоции, актерское мастерство, импровизация и выразительность в детском танце» размещена в разделах

хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Если в больших городах есть возможность сделать жесткий отбор и выбрать "звездочек", то у многих педагогов, такой возможности нет. Многие педагог работают сейчас практически со всеми детьми.

Что же получается? Те, кто не имеет хороших хореографических данных, не должны заниматься танцами? Нет, нет, это не правильно. Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом безграничном море место найдется

каждому. Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается, у

кого - то не очень, но он справляется лучше с другими видами искусства или спорта. Нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и

акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть вступает в силу второй принцип - индивидуальный подход.

Развитие выразительности и артистизма у детей

Как добиться яркости и выразительности? Как же развить артистизм у детей? Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца,

выразительности и артистичности исполнения. Артистизм - важный элемент в исполнении танцев. Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу. Почитав специальную литературу, можно обратить внимание на то, что в свое время один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа - класс, да и народного танца одна, с небольшими нюансами каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий: "Класс - танец" Н. Тарасова, "Азбука - класс по танцам" Н. Базаровой, В. Мей; "Основы русского народного танца" А. Климова; "Народный танец" Т. Ткаченко; "Русский народный танец" Т. А. Устиновой и множество других пособий. Поэтому все, кого интересует методика преподавания танца, могут обратиться к учебной литературе и пособиям.

В литературе по хореографии методического материала по развитию артистичности, выразительности и эмоциональности у танцоров представлено мало, основной упор делается именно на развитие и

совершенствование техники исполнения танца. Потому и на практике этот вопрос остается достаточно сложным: кто-то из педагогов не задумывается и не придает внимания развитию данных качеств у детей, кто-то не знает, как правильно добиться результата в этом направлении, ограничиваясь лишь

фразой «Улыбаемся!», кто-то все же стремится проговаривать характер и манеру исполнения того или иного танца на репетициях. Как показывает

практика, эмоциональность и артистичность у детей в танце без специальной тренировки начинает проявляться лишь с опытом, по прошествии нескольких лет занятий хореографией.

Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши

чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее,

гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима. Ярким,

красивым выражением лица детей нужно научить - это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг лица необходим. По статистике зритель воспринимает в выступающем на сцене артисте в первую очередь костюм (цветовая гамма, форма, оригинальность, во вторую очередь эмоциональность танцующих и лишь в третью очередь технику исполнения номера. При этом, несомненно, эмоции должны соответствовать характеру и настроению музыки. Именно это необходимо учитывать педагогу – хореографу в работе с детьми при постановке танцевальной композиции.

Как научить детей выражать эмоции и передавать заданный образ в танце? Все мы умеем непроизвольно улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства в жизни, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не учил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов

- они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.

Следовательно, в первую очередь в работе с детьми можно использовать мимическую гимнастику. (Приложение 1,2,3)

Важно использовать метод личного примера. Педагог должен заражать детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную силу, так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей. Особенно это касается дошкольников, которые имеют еще малый собственный жизненный опыт и удовольствием гримасничают, кривляются, подражают действиям взрослых.

Развитием эмоциональности, артистизма необходимо начинать заниматься в раннем детстве, когда это можно сделать через игру, а дети естественно, без стеснения выполняют с большим удовольствием все, что мы им предлагаем. С детьми младшего школьного возраста работа в данной области может быть затруднена, поскольку они бывают зажаты, стеснительны, ярче проявляются черты их характера. Поэтому и работу надо проводить, учитывая индивидуальные особенности детей. Нельзя принуждать их быстро включаться в деятельность, игру, указывать на их недостатки и т. п. Ребенок сам постепенно придет к тому, что выполнять подобные задания интересно, весело и полезно.

Эмоциональность и артистичность у детей следует развивать поэтапно:

- Копирование звуков, движений, внешнего вида животных. Например, медведя, зайца, лягушки, собачки лебедя, волка, лису и т. д.

- Постановка маленьких сценок с участием нескольких животных на тему:

«Животные – друзья», «Животные - враги», «Семья» и др.

- Копирование растений. Например, колючка, падающий лист, цветок на ветру, распускающийся цветок.

- Постановка этюдов, которые выражают определенные действия, характер человека, его способности, его отношения к чему-либо. Например, стирка и развешивание белья, приготовление ко сну, стояние в очереди.

- Копирование неживых предметов. Например, вешалки, компьютера, телефона, кипящей кастрюли. Эта очень сложная работа, поэтому

Несомненно, требует точного определения «характера» выбранного предмета.

- Постановка сказок с яркими образами, в которых дети могут исполнять роли людей, животных, растений, неодушевленных предметов. Например, «Кошкин дом», «Репка», «Три поросенка». Важна систематичность игр, упражнений на развитие артистизма, эмоциональности. На занятии это не займет слишком много времени, тем более, если включать их в упражнения разминки.

Можно использовать в работе видеокамеру, чтобы дети смогли сами оценить свое продвижение в работе по развитию эмоциональности и артистичности, а также для умения работать перед камерой, а значит и на публику. Таким образом, работа по развитию артистичности и эмоциональности у детей достаточна сложна и кропотлива, требует от самого педагога наличия подобных качеств, определенных знаний, умения организовать работу в данном направлении и, конечно, творческого подхода.

Однако результат будет очевиден! И тогда с детьми легко можно будет делать постановки сюжетных танцев, которые всегда интересны как зрителю, так и самим юным артистам.

Роль игры в развитии артистизма

Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и, конечно же, артистизма.

Игра удивительна: она, в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития - от глубокой древности до современности. Понятие "игры" многопланово.

Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Ирга развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требовалось ему в быту.

Хотя человек на протяжении всей жизни остается верен "игре", все же само слово "игра" неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и эстетически. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения.

Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что "надо" и "полезно", а это ему нравится.

У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном. Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых, потому что дети являлись полноправными участниками жизни семьи. По традиции они наследовали в своей культуре порой то, что ушло из обихода взрослых в силу изменений жизненных обстоятельств. Например, давно на серьезную охоту берут лук и стрелы, но для мальчиков и по сей день, они интересны.

Остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им привлекательность в глазах детей. (Приложение 4)

Импровизация как средство развития артистизма

Еще одним средством развития артистизма является импровизация.

Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) - сочинение стихов, музыки и т. д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре. Распространена в европейском музыкальном исполнительстве - основа джаза. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова - мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.

Импровизацию в хореографии можно назвать еще и "танцем в настоящем", "сиюминутной хореографией".

Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. К. С. Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию.

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать воспитанникам свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении. (Приложение 4)

Воображение как необходимый элемент импровизации

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.

Фантазия, воображение: Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия, суть свойства ума. Ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

Возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существенных техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела - его ощущений, его памяти.

Импровизация - это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность так же невозможна, как вечный двигатель. Ибо все, и в том числе дети, обладают определенным опытом, навыком, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлекались ощущением "сиюминутности" процесса творчества. (Приложение 4)

Подводя итог - хочется надеяться, что выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата.

Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние.

Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы, в конце концов, увидеть на сцене ярких "звездочек", которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе «Театральное мастерство»Фотоотчет о конкурсе «Театральное мастерство» 2019 год Указом Президента РФ объявлен годом театра. В нашей школе составлен план мероприятий, приуроченный к году театра 2019. Во время.

К Дню музыкальных импровизаций на Мааме: «Музыкальная импровизация в жизни дошкольника» Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса.

Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоцийКартотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Лэпбук «Эмоции» в детском садуЛэпбук «Эмоции» в детском саду Лепбук «Эмоции» в детском саду Сорокоумова Ирина Лэпбуки по эмоциям направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его различению.

Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка»Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка» Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка Правильно говорят, что свободная деятельность детей - это его самостоятельность.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация», посвященного Дню музыки Сценарий развлекательного мероприятия «Концерт-импровизация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Основные задачи: — развить.

Танцевальная импровизация «Падает лист» Цель: в доступной игровой форме дать детям представление о музыке. ее выразительных возможностях помочь в объединении ритмического рисунка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоции, актерское мастерство, импровизация и выразительность в детском танце
Опубликовано: 12 марта 2022 в 18:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД