МААМ-картинки

Эксперименты для детей дошкольного возраста (3 фото)

Марина Апаназова
Эксперименты для детей дошкольного возраста

Опыты с цветом.

Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог

Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог

МБДОУ № 236 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово

Актуальность.

Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.

Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном, нерасчленённом мировосприятии.

Публикация «Эксперименты для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В этот период становления личности занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Кроме того, исследовательская деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности и активности, стимулируемой взрослым (Поддьяков, 2000).

Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Как указывают специалисты (Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., 2001) существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» усваивается все крепко и надолго, когда ребенок делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования через собственную практическую деятельность предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему» и «как» (Малыхина, 2007).

ОПЫТ № 1. Получение нового цвета

Цель: пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Оборудование: три стакана, пищевые красители, две салфетки.

Ход опыта.

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий стакан поставьте между стаканами с красителями. Возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй – в пустом стакане. Начинаем следить, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.

Результат: по истечении определенного времени можно заметить, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет.

Затем можно предложить детям провести подобный опыт с красным и синим цветом. Далее дети смешивают воду в разных стаканов для получения нового цвета.

ОПЫТ № 2. Крашеные цветы

Цель: демонстрация процесса всасывания и передвижения воды в растениях.

Оборудование: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, нож, вода, пищевые красители.

Ход опыта.

Наполнить емкости водой и в каждую добавить определенный краситель.

Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде наискосок под углом 45 градусов длиной в 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветок. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего цвета.

Результат: вода поднимается по стеблям и окрашивает лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Дошкольникам предлагают осмотреть цветы. Окрасились ли стебли и листья? Долго ли сохраняется цвет? Детям объяснить, что внутри стеблей и цветов есть тоненькие трубочки, по которым вода поднимается вверх.

ОПЫТ № 3. Хроматография цвета

Цель: демонстрация процесса разделения цвета на составляющие.

Оборудование: салфетка, фломастеры разных оттенков, стакан с водой.

Ход опыта.

В 2-х см от края на салфетке рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Затем салфетку подвешиваем вертикально.

Результат: вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но частицы разных красок двигаются с различной скоростью. Поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, можно узнать, с помощью каких цветов получен данный оттенок.

Этот метод называется хроматографией, которая широко используется в науке и промышленности для разложения веществ на составляющие. Воспользовавшись данным методом, можно посмотреть, из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

ОПЫТ №4. Хроматография на ткани

Цель: создание узоров на ткани.

Оборудование: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

Ход опыта.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца или из пипетки. Наблюдаем, как цвета «взрываются» на наших глазах. Происходят замечательные превращения.

Результат: спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся разноцветьем узоров.

ОПЫТ № 5. Лава

Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начинает шипеть, бурлить, поднимается пена.

Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

ОПЫТ № 6. Волны в бутылке.

Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта.

В бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается крышкой и кладется набок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны - это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои остаются неподвижными.

ОПЫТ №7. Цветной лед.

Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности и в разном агрегатном состоянии.

Оборудование: цветные кубики льда, стакан, растительное масло.

Ход опыта.

Несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом.

Результат. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт получается очень зрелищным.

ОПЫТ № 8. Цвет в молоке.

Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта.

В тарелку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры. Полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет. Подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Почему? Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что при водит к их быстрому движению. Поэтому красители перемешиваются.

Дети были в восторге.

Эксперименты для детей дошкольного возраста
Фото №1 Апаназова Марина Николаевна педагог психолог Скалон Татьяна Андреевна ПДО эколог МБДОУ Детский сад комбинированного вида г Фото №2 Кемерово Актуальность

Используемая литература

1. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты для дошкольников. [Текст]/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

2. Малыхина И. В. Хочу все знать. [Текст]/ И. В. Малыхина. – Кемерово. : ДПО «НМЦ», (2007). – 82 с.

3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддьяков. - М., 2000. - 18с.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/kartoteka-eksperimentov-s-tsvetom

Публикации по теме:

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Фотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 летФотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 лет ребята посмотрите, что же у нас на столе находится. Два стаканчика, один пустой, а второй с водой. Стаканчик с водой какого цвета? Молодцы,.

Игры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбизИгры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбиз Уважаемые коллеги! Разноцветные гидрогелевые шарики очень приятные на ощупь понравились, конечно, и нашим детям! Сколько игр и экспериментов.

Конспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группыКонспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группы Дети – неутомимые эксперименты. Их все интересует, они засыпают нас вопросами, многое замечают и хотят все попробовать сами. И они просто.

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группыМастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группы Цель: создать у детей радостное летнее настроение. Задачи: - продолжать совершенствовать умение детей действовать совместно; - развивать.

Эксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возрастаЭксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой и экспериментальной деятельности; закреплять.

Опыты и эксперименты для детей раннего возраста Опыты и эксперименты для детей раннего возраста. 1."Рвем бумагу" Ребенок рвет на мелкие кусочки разноцветную бумагу, затем вместе можно.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эксперименты для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 12:55
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД