Папки-передвижки

Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет (1 фото)

Валентина Емельянова
Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет

Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет

Знания, понятия, представления о мире играют существенную роль в умственном развитии ребенка и являются своеобразной «материальной» базой на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.

В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит, привлекает. Но ребенок пока не в состоянии глубоко и правильно осознать это и переработать поток поступающих сведений о большом мире.

Публикация «Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Поэтому ему надо в этом помочь. А помочь ему могут только взрослые, которые являются основным источником информации. Мы должны предоставить им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже (если это не безопасно) пробовать на вкус объект исследования.

Вода играет огромную роль в нашей жизни, она - постоянная наша спутница.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Можно знакомить в процессе элементарных опытов.

Опыт: поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть сверху картинку.

А потом поставить на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружите? (через стакан с водой рисунок виден, а через молоко нет) (прозрачность).

Опыт: посмотреть как вода меняет свое состояние. Налить в блюдце немного воды из под крана и поставить на 2-3 часа в холод. Что получилось? (из жидкого в твердое состояние).

Опыт: положить в стакан кусочек сахара и наливать чай тоненькой струйкой, стараясь попадать только на сахар (способность растворять).

Объяснить детям, что в природе нет веществ, которые способны исчезать.

Но все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом.

Каждый опыт завершить краткой беседой, в ходе которой сделать вывод о данном свойстве воды и можно задать вопросы эколомического характера.

Например: говоря о прозрачности воды и ее способности растворять кислород, можно задавать вопросы: «могут ли рыбы и другие животные жить в молочной реке с кисельными берегами? Чего же будет не хватать для жизни?»

При ответах на эти вопросы дети, например говорили следующее: «рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой реке ничего не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в «мосты».

Знакомя со свойствами песка и глины можно провести следующие опыты:

Опыт: взять щепотку сухой глины и потереть между пальцами? Потом потереть между пальцами немного песка. Сделать вывод: что песок состоит из песчинок, а глина состоит из пылинок.

Опыт: в разные посудины отмерить равное количество песка и мелко истолченной глины. Добавить равное количество воды. Палочкой замесить тесто. Тестом наполнить 2 спичечные коробочки и оставить на некоторое время, пока содержимое высохнет.

Сравнить песочный и глиняный «кирпичики» и можно задать вопросы.

- Что быстрее высохло: песок или глина?

- Из чего получился более крепкий кирпичик?

- Что произошло с песочным кирпичиком?

Напомнить детям, что после дождя лесные и полевые тропинки просыхают по-разному. На песчаной через полчаса сухо - вода просачивается вглубь. А на глинистой даже после небольшого дождя до вечера грязь.

Во время ухода за растениями, животными можно обращать внимание ребят на то, что:

А) одни растения вы поливаете чаще, а другие реже.

Б) некоторые животные постоянно пьют воду и если какое-то время они останутся без воды, то могут погибнуть.

Предложить ребятам понаблюдать за комнатными растениями животными дома.

- Кто поливает растения?

- Сколько воды нужно?

- Кто поит собаку, кошку?

Наблюдения обсудить в детском саду.

Роль воды в жизни комнатных растений наглядно можно показать на следующем примере:

Выбрать растение, которое требует достаточно частого полива, не ухаживать за ним некоторое время. Как только заметишь первые признаки увядания, предложишь детям спасти растения.

Преложить детям полить почву, а через определенное время проанализировать изменения, которые произошли с растением (листья расправились, стебель стал упругим).

При ознакомлении детей с предметным миром можно провести игры-эксперименты, игры-опыты, (исследования, которые включают экспериментальные действия.) они позволяют решать такие задачи, как формирование умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.

Если в младшем возрасте проводились игры-опыты, игры-эксперименты

такие, как «что звучит»,«игры с соломинкой», «что в коробке». Младшие дошкольники были увлечены самим процессом игры, поэтому предлагаемые действия были более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать.

Для детей старшего возраста обучающие задачи игр-экспериментов усложняются : от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получив результаты - к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями. От умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета - к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (назначение, строение, функционирование)

Это игры: «мир бумаги», «мир тканей», «мир металлов»

Так, в игре «мир тканей» дети рассматривают предлагаемые ткани, отмечают наиболее явные различия их видов (цвет, структуру поверхности).

Для исследования ткани можно использовать следующий алгоритм - смять ткань и сравнить степень сминаемости, разрезать пополам каждый кусочек и сравнить насколько легко работать ножницами, опустить в емкость с водой и определить способность впитывания влаги.

Вместе с детьми оценить, кто быстрее и точнее выполнил действия алгоритма.

Победитель становится ведущим. Затем он называет общие признаки тканей, бросает мяч одному из участников - тот должен сказать, чем различаются ткани. Организовать работу с детьми нужно так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а

полноправными участниками.

Экспериментирование - это не только передача конкретных знаний, умений, навыков.

Оно позволяет быть ребенку исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью боле полного их познания и освоения.

В процессе экспериментирования у ребенка формируются очень важные речевые навыки, связанные с описанием ситуаций ребенок учится выражать свои мысли, делать выводы, опираясь на наглядный материал, он осваивает логические правила и алгоритмы, у него развиваются мышление, память, воображение, восприятие, внимание. Экспериментируйте со своими воспитанниками!

Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет
Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира»Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира» Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок,.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Библиотека изображений:

Публикация Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Емельянова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 07:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД