Папки-передвижки

Экспериментирование как средство развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста

Елена Иванова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста

Актуальность методических рекомендаций заключается в организации системы экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательной активности через интеграцию образовательных областей.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: оказание методической помощи при планировании и организации педагогической деятельности, направленной на повышение уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников средствами экспериментирования и исследования.

Задачи:

1. Формирование умственных качеств детей старшего дошкольного возраста, их самостоятельности и инициативности.

2. Развитие представлений детей о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (свойства воды, о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на другие).

3. Включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развитие познавательного интереса.

4. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

5. Развитие мыслительных способностей : операций анализа, классификации, сравнения, обобщения, формирование способов познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля

6. Систематизация и обобщение методического и практического материала по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста.

Краткое описание ожидаемого результата: позволит выявить уровень эффективности педагогических условий, разработанных с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через критерии оценки условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет повышение уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников, перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

1. Метод экспериментирования - как средство развития познаватель-ной активности детей дошкольного возраста

Преимущества метода экспериментирования :

1. У воспитанников формируются взаимосвязи и представления о раз-личных свойствах и качествах изучаемого объекта, с другими объектами и с окружающей средой.

2. Активизируются различные мыслительные процессы за счет обогащения памяти, так как всегда возникает необходимость в выполнении опера-ций анализа и синтеза, обобщения, сравнения из классификации и экстраполяции.

3. Развивается речь ребенка, так как ему нужно рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности, проанализировать увиденное, сделать и озвучить соответствующие выводы.

4. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, ко-торые рассматриваются как умственные навыки.

5. Формируется детское самоопределение, умение преобразовывать любые предметы и явления для достижения определенного результата, целе-полагание.

6. Развивается эмоциональная сфера ребенка, происходит развитие творческих способностей воспитанников, формируются трудовые навыки.

7. Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигатель-ной активности.

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания до-школьников, Н. Н. Поддьяков, справедливо полагает, что «на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний». Метод экспериментирования, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению Н. Н. Поддьякова, яв-ляется необходимым условием для развития познавательной активности де-тей старшего дошкольного возраста и формирования их умственных ка-честв, самостоятельности и инициативности:

1. Для проведения игровой деятельности требуется со стороны взрос-лых некоторая стимуляция и определенная организация. Детей нужно нена-вязчиво учить играть. В экспериментальной деятельности ребенок производит воздействует на окружающие его предметы и явления различными спо-собами (в том числе и со стороны других людей, чтобы лучше их понять по инициативе ребенка. Этот вид деятельности не назначается взрослым ребенку, а создается детьми самостоятельно.

2. В экспериментировании четко представлены моменты саморазвития : преобразования объекта, выполняемые ребенком, раскрывают ему новые свойства и стороны объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют осуществлять новые, совершенные и более сложные преобразования и видоизменения.

3. Существуют дети, которые не любят играть; они предпочитают ка-кие-либо другие занятия, то, что вызывает у детей наибольший интерес; в то же время их умственное развитие протекает нормально. Если у ребенка не будет возможности и доступа к знакомству с окружающим миром посредством экспериментальной деятельности, то умственное развитие ребенка за-медляется.

4. Экспериментальная деятельность проникает во все сферы жизнедеятельности детей, включая игру.

В дошкольном возрасте экспериментальная деятельность – это особый метод познавательного развития, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на его собственных наблюдениях, в установлении взаимозависимостей, экспериментах, закономерностях и так далее.

В старшем дошкольном возрасте ребенку при правильном воспитании свойственна любознательность. Он приобретает умение проводить экспериментирование, то есть у ребё нка вырабатываются навыки этой деятельности: сравнивает различные факты, выдвигает гипотезы из предположения, выбирает средства и материалы для самостоятельной деятельности, проводит экспериментирование, выявляет проблему, принимает и ставит цель, решает проблемы, анализирует объект или явление, выявляет существенные признаки и связи, проводит эксперимент, делает выводы, графически фиксирует этапы действий и результаты. Для приобретение этих навыков требуется целенаправленная, систематическая, спланированная работы педагога, направленная на развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте, опыте: с объ-ектами живой природы; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

2. По месту проведения опытов: на участке; в групповой комнате; в парке, и так далее;

3. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

4. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;

5. По причинение их проведения: случайные, запланированные, по-ставленные в ответ на вопрос ребенка;

6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые опт случая ка случаю, систематические;

7. По продолжительности: кратковременные (5-15 минут, длительные (свыше 15 минут);

8. По количеству наблюдений за одним из тем же объектом: однократные, многократные или циклические;

9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итого-вые;

10. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и экспериментатор только подтверждает знакомые фак-ты, поисковые (дети не знают заранее, какой будет результат, решение экс-периментальных задач;

11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

12. По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Педагогические условием экспериментальной деятельности является создание и постоянное пополнение предметно-пространственной среды в детском саду, которая предусматривает организацию экспериментальной зо-ны, мини лабораторию. Что соответственно послужит базой для экспериментальной деятельности воспитанников. Экспериментальная деятельность начинается со знакомства с оборудованием, назначением оборудования и правилами поведения в зоне экспериментирования.

Экспериментальная зоне предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике: за объектами неживой природой, за объектами живой природой, за людьми и организмом человека.

Оснащение зоны экспериментирования :

- приборы (микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные ча-сы, компасы и магниты);

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения экспериментальной деятельности;

- серии картинок с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, энциклопедии, атласы;

- тематические альбомы «Времена года», «Огород на подоконнике», «Ком-натные растения», «Неживая природа»

- картотека опытов и экспериментов

- сосуды разной конфигурации, прозрачные и непрозрачные разного объема (пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки);

- природные материалы (камешки разного цвета, размера и формы, минера-лы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, желуди, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, су-хие листья, веточки деревьев, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть);

- бросовый материал (кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки);

- бумага (для печати, альбомная, тетрадная, газетная, пергаментная, калька, наждачная);

- красители (акварельные и акриловые краски, гуашь, пищевые красители);

- медицинские материалы (пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, во-ронки, мерные ложечки);

- технические материалы (шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки);

- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, му-ка, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки, фольга);

- настольные игры: «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на кар-тинке», «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов»;

- карточки «Правила поведения в лаборатории»

Эксперимент, организованный педагогом, представляет безопасность для воспитанников и в то же время знакомит его с различными свойствами и качествами окружающих предметов и явлений, а также с законами природы и необходимостью учитывать их в повсеместной жизни, соблюдением норм и правил поведения, соблюдение мер безопасного поведения.

Педагог, организующий экспериментальную деятельность, должен со-ответствовать следующим условиям: максимальная простота конструкции устройства и правил обращения с ними, доступная наглядность изучаемого явления или предмета, возможность участия ребенка в повторном показе экспериментальной деятельности.

2. Педагогические условия организации экспериментирования

для детей старшего дошкольного возраста

Созданию педагогических условий, как средства развития познавательной активности дошкольников посредством экспериментальной деятельности, способствуют:

1. Расширение представления воспитанников об окружающем мире че-рез приобретение элементарных представлений об объектах живой и неживой природы;

3. Направление экспериментальной деятельности воспитанников, раз-вивающей их познавательную активность, творческую активность;

4. Формирование у воспитанников умения использовать вспомогатель-ные предметы при проведении экспериментов и опытов;

5. Развитие умственных способностей детей;

6. Формирование способов познания с помощью сенсорного анализа;

7. Социальное и личностное развитие детей (развитие общительности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и методов регуляции своих действий).

Методы и приемы, используемые в процессе образовательной дея-тельности с применением экспериментирования для детей старшего до-школьного возраста :

1. Проблемно - поисковый метод ( для решения проблемной ситуации: «Как я это сделаю?», «Почему сделаю так, а не иначе?», «Зачем я это де-лаю?», «Что поучится в результате?», созданной педагогом, дети выдвигают гипотезы о способах решения проблемы, проводят экспериментальную дея-тельность и подводят итоги);

2. Наблюдения за объектами живой и неживой природы (организуются в помещении или на территории детского сада, во время прогулок, во время экскурсий способствуют развитию зрительных и слуховых способностей де-тей);

3. Опыты и эксперименты (проводятся как с объектами живой, так и неживой природы);

4. Игровой метод (предполагает использование различных компонентов игровой деятельности);

5. Вербальные методы (рассказы учителя, рассказы детей, вопросы учителя).

Структура организации экспериментальной деятельности :

1. Проблемная ситуация, предположения, поиск путей решения пробле-мы;

2. Проведение внешнего наблюдения;

3. Обсуждение увиденных результатов;

4. Формулирование выводов;

5. Закрепление результатов;

6. Детские вопросы.

По способу организации эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные эксперименты проводятся педагогом, а воспитанники следят за выполнением и результатами эксперимента. Такие эксперименты проводятся в тех случаях, когда исследуемый объект находится в единственном экземпляре, если он может представлять определенную опасность для детей (например, при использовании горячей свечи). Во всех остальных случаях целесообразнее проводить фронтальные эксперименты, в которых все воспитанники могут принять активное участие.

Следует также учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Воспитанники средней группы нуждаются в визуальном наблюдении воспитателя для обеспечения безопасности, моральной поддержки, одобрения, поощрения, потому что дети только начинают пробовать работать самостоятельно и без участия воспитателя интерес учащихся может погаснуть.

Стимулирующие мотивы используются для положительной мотивации экспериментальной деятельности. Педагог использует такие мотивы, как:

1. Новизна, необычность объекта;

2. Познавательный мотив;

3. Загадка, сюрприз;

4. Мотив помощи;

5. Ситуация выбора.

Предварительная работа перед организацией экспериментальных мероприятий : беседы, наблюдения в группе, на прогулке, на экскурсиях, чтение литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, просмотр иллюстраций, выполнение домашних заданий.

Требования к объектам экспериментальной деятельности :

1. безопасность объекта для детей;

2. максимальное соотношение выбранного объекта к целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

В ходе работы при организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками проходит интеграция образовательных областей. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, оно связано со всеми видами деятельности детей.

Образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется в экспериментировании. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с симметрией.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изго-товленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря, дети применяют в своей речи прилагательные (железо – железный) Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом словарь обогащается глаголами. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные выводы, ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.

В процессе экспериментальной деятельности у детей формируются художественные навыки, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета.

Экспериментальная деятельность позволяет расширить социальный кру-гозор дошкольников; расширение представлений об эмоциях, явлениях про-исходящих в жизни людей; развитие и совершенствование коммуникативных навыков; развитие социального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми.

Интеграция области «Физическое развитие» осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, но и при организации образовательной деятельности с экспериментированием через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения.

В результате интеграции экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности, применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментальной деятельности :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, ко-торые рассматриваются как умственные умения

Структура образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

2. Прием игры.

3. Обновление базовых знаний.

4. Формирование новых знаний.

5. Закрепление полученных знаний.

6. Размышления

7. Подведение итогов занятий

В результате правильно организованной экспериментальной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста вырабатывается устойчивая привычка задавать вопросы и стремление самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

3. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста

Основная цель диагностики - определение уровня сформированности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и повыше-ние уровня познавательного развития воспитанников через экспериментальную деятельность.

На основе анализа научно-методической литературы по детскому экспериментированию, рекомендуются диагностики:

1. «Метод прерывания процесса деятельности (Б. В. Зейгарник)»,

2. «Особенности познавательных потребностей дошкольников (Г. И. Ганошенко, Б. С. Юркевич)»,

3. Метод «Сказка»,

4. Методика «Таинственное письмо» А. М. Прихожан,

5 Метод Д. Б. Годовиковой. (Приложение 6)

Критерии оценки уровня сформированности познавательной активности :

1. Интерес к незнакомым предметам;

2. Степень выраженности положительной эмоциональной реакции на познавательную деятельность;

3. Способность угадывать объекты, которые не представлены глазу;

4. Желание самостоятельно найти решение ответа на поставленную задачу;

5. Вернитесь к незаконченным делам;

6. Воспроизведение четко представленного результата деятельности;

7. Степень концентрации внимания.

8. Влияние экспериментирования на процесс формирования познавательной активности дошкольников

Использование метода детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым инструментом для развития исследовательской деятельности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если оно используется для того, чтобы дать детям новые знания, его можно рассматривать как форму организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности дошкольников.

Заключение

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В быстро меняющейся жизни от человека требуется не только приобретение знаний, но, прежде всего, необходимость самостоятельно приобретать эти знания и оперировать ими, мыслить творчески и независимо. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были любознательными, общительными, способными уверенно решать задачи, умели ориентироваться в окружающей среде, становились независимыми, творческими личностями.

Детское экспериментирование обладает огромным потенциалом разви-тия. В познавательном развитии дошкольников огромное место уделяется формированию знаний об окружающей среде, о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок часто сталкивается с новыми, ранее незнако-мыми предметами и явлениями неживой и живой природы, и у него возника-ет желание узнать новое, понять непонятное.

К старшему дошкольному возрасту возможности для познавательной деятельности ребенка значительно возрастают. Этот возрастной период не-обходим для формирования познавательных потребностей, что отражается в форме поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на «от-крытие» нового, с помощью которой развиваются продуктивные формы мышления. На данном этапе познавательного развития дошкольников зада-ча педагога состоит не в том, чтобы подавлять ребенка грузом своих знаний, а в том, чтобы создать условия для самостоятельного поиска ответов на их вопросы «почему?» и «как?», что способствует развитию познавательной компетентности детей.

Процессе формирования у детей познавательная активность играет значительную роль: и как увлекательное средство общения для ребенка, и как сильный мотив для познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности воспитанника к дальнейшему обучению в школе.

Формирование познавательной активности требует различных уровней мыслительных процессов, способствующих умственному развитию детей, чтоявляется успешным условием познавательного развития, способностей детей, любознательности.

Использование метода детского экспериментирования в педагогиче-ской практике является эффективным и необходимым инструментом для раз-вития исследовательской и познавательной деятельности у детей дошкольно-го возраста.

В детском экспериментировании наиболее значимой является собствен-ная деятельность детей, которая направлена на получение новой информа-ции, представлений, на получение продуктов детского творчества – новых рисунков, сказок и тому подобного (продуктивная форма экспериментиро-вания).

Экспериментирование выступает как метод обучения, если оно исполь-зуется для того, чтобы дать детям новые знания, его можно рассматривать как форму организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности дошкольников.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:

Публикация Экспериментирование как средство развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июня 2023 в 15:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД