Получи документы

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Елена Лупанова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребенок является первооткрывателей, исследователем окружающего мира. А особенно ребенок – дошкольник.

Всем известная пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

Покажи и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Таким образом, экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, расширяет кругозор, обогащает знания о природе и свойствах разных материалов.

Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность ответить на вопросы (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей в нашей группе создана мини-лаборатория «Фикси - лаборатория», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупы, пипетки, свечи, шприцы без игл, резиновые груши, пробирки и колбы, песочные часы, весы, магниты, микроскоп). Приобрели фартуки и клеенки для защиты одежды и рабочего места.

Кроме того, в уголке природы имеется календарь природы, в котором дети после прогулки ежедневно отмечают погоду, знаки поведения в природе, энциклопедии и тематические альбомы.

Создан альбом, в котором отображены карточки – схемы к опытам. Эти карты мы используем при проведении опытов. Альбом, находится в свободном доступе и очень часто замечаю, как дети в свободной деятельности рассматривают его и пытаются сделать выводы, что получится, если смешать разные материалы и даже спорят друг с другом.

Фото с опытов и экспериментов добавляю в альбом «Экспериментируем вместе». Рассматривая его, ребята вспоминают эксперименты, которые мы вместе делали, тем самым закрепляют полученные знания.

Также в нашей лаборатории имеется центр песка и воды. Здесь ребята закрепляют свойства воды и песка, развивают воображение, мышление.

Для систематизации опытов в группе разработана картотека опытов. Поддерживая единую тему Фикси – лаборатория, у нас она называется «Книга опытов профессора Чудакова». В ней представлены опыты по разделам: «Опыты с магнитом», «С песком», «Воздухом» и «Водой». Планирую пополнить также занимательными опытами.

В нашей Фикси - лаборатории имеются и коллекции. Есть коллекции учебные. Такие как «Топливо», «Мир стекла», «Удивительные камни».

А есть и те, которые мы собрали вместе с детьми: коллекция пуговиц, фантиков, ракушек, семян. Планируем продолжить эту работу.

За время работы над темой было проведено большое количество опытов.

«Как образуется дождь?»

«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о

круговороте воды в природе.

«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода).

Можно ли водой склеить бумагу?

«Воздух невидимка» - дала представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами.

«Изучали свойства магнита». Ответили на вопрос: «Как достать скрепку из стакана с водой не намочив руки»

Вместе с фиксиками отвечали на вопрос: Тонет ли мандарин в воде?

Как написать письмо невидимыми чернилами. А затем проявить запись.

А также на улице во время прогулки: рассматривали снежинки, замораживали льдинки, рисовали на снегу красками, наблюдали и ухаживали за растениями в огороде, кормим птиц.

Герои мульфильма Фиксики (Симка и Нолик) являются хозяевами нашего центра экспериментирования Фикси - лаборатория и часто приходят на эксперименты и задают вопросы, на которые ребята и пытаются в ходе опыта ответить.

Также мы с ребятами учимся работать с лупами, микроскопом и термометром.

Что касается работы с родителями в данном направлении. Для родителей была наглядно представлена информация по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Создан буклет: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома». А также родители оказывают посильную помощь в обогащении развивающей среды.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 17:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД