Папки-передвижки

Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Светлана Сергеевна Нестерова
Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

1. слайд. Заголовок

2 слайд. Формирование естественнонаучных представлений у дошкольников, является особенно актуальным т. к. они закладывают основу миропонимания.

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.

Публикация «Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Естественно - научная грамотность - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

3 слайд.

Цель экспериментирования — Развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

4 слайд. Дети хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь и т. д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

6 слайд. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

7 слайд.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

- Видеть и выделять проблему

– Принимать и ставить цель

– Анализировать объект или явление

– Выделять существенные признаки, связи

– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

– Отбирать материал для самостоятельной деятельности

– Делать выводы

8 слайд. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

9 слайд. Основная задача ДОУ — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Развивающую среду в группе.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования.

У нас в группе созданы такие мини-лаборатории, где мы проводим исследования. Здесь могут быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ.

Здесь размещены различные материалы для исследований:

1. образцы песка, глины, чернозема; камни (галька, гравий, керамзит);

2. мел, резина;

3. семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.,

4. гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

5. хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;

6. соль, сахар, лимонная кислота; и т. д

Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскоп, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы. Уголок экспериментирования постоянно пополняется чем то новым.

10 слайд. 11 слайд.

Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

12 слайд. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами.

13 слайд.

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Опыты проводим как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

14 слайд. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

15 слайд. Экспериментирование с нетрадиционными техниками рисования очень увлекают детей. Такие творческие эксперименты создают положительную мотивацию к рисованию, расслабляют, будят творческую фантазию, дарят положительные эмоции!

16 слайд. ВЫВОД.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.

Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

nesterova_e3pv3.ppt | 7812 Кб
 
Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Консультация для родителей воспитанников и коллег «Один из способов как создать новогоднее настроение. Рецепт печенья»Консультация для родителей воспитанников и коллег «Один из способов как создать новогоднее настроение. Рецепт печенья» Ко дню печенья на МААМАвтор: Симакова Наталья Викторовна Новый год самый удивительный и волшебный праздник из всех праздников! В жизни ребёнка.

Библиотека изображений:

Публикация Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Сергеевна Нестерова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2023 в 06:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД