Тагаева Дарья
Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе ДОУ.
В эксперименте принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Было исследовано 20 детей.
Экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов:
констатирующий;
Публикация «Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
формирующий;
контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента является определение уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
В рамках данной экспериментальной работы мы использовали адаптированные нами диагностические задания по эстетическому самовыражению А. Ф. Яфальян
В ходе исследования были выделены три критерия эстетического развития детей.
1. Соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях.
2. Вербальное выражение эмоций, в котором проверялась адекватность передачи эмоционального состояния в речи.
3. Визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.
Что касается определения уровней эстетической составляющей эстетического развития детей, нами было использовано обоснование А. Ф. Яфальян градаций уровней эстетического отношения детей к человеку, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций :
неэстетический (низкий) уровень;
предэстетический (средний) уровень;
эстетический (высокий) уровень.
Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням: 1 – низкий (неэстетический, 2 – средний (предэстетический, 3 – высокий (эстетический, отражены в табл. 1.
Критерий 1. Соматическое выражение эмоций
Задание 1. Адекватная интерпретация эмоциональных состояний людей. Каждому ребенку предлагалось продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
Задание 2. Детям предлагалось передать в движении под музыку эмоциональные состояния: веселое и грустное.
Критерий 2. Вербальное выражение эмоций
Задание 3. Интонационное выражение эмоций. Каждому ребенку предлагалось произнести одну и туже фразу радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Задание 4. Детям предлагалось выразить прилагательными эмоциональные состояния двух контрастных музыкальных произведений.
Критерий 3. Визуально-графическое выражение эмоций
Задание 5. Восприятие эмоционального состояния. Детям предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?».
Задание 6. Детям предлагалось изобразить напуганного щенка, веселого котенка и грозного льва. При этом дети были предупреждены, что нарисованные животные могут быть не очень похожими на реальных, но должны быть очень выразительными.
Диагностика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста проходила в естественных условиях, часть диагностических заданий проверялась в индивидуальной работе с каждым ребенком, графическое же изображение эмоций и задания под музыку проводились в группе со всеми детьми.
Дети в целом с интересом участвовали в выполнении заданий, однако уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую непредсказуем. Дети произвольно выполняли движения под музыку, не задумываясь над передачей его характера. Характеристика музыки заключалось в однообразии слов: радостная, веселая; грустная, печальная. Лишь дети с высоким уровнем находили более выразительные слова: задорная, искристая; задумчивая, как будто плачет.
Общий уровень эстетического развития детей определялся суммарно,
Результаты констатирующего этапа работы продемонстрировали, что эмоциональное формирование у старших дошкольников в целом находится на преимущественно на среднем, а порой и на низком уровне. Это позволило сделать вывод, что нужно проводить работу по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а именно художественные занятия, направленные на эстетическое воспитание старшего дошкольного возраста. Это и было сделано на следующем этапе экспериментальной работы