Лучший педагог года

Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников

Шершенюк Елена
Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников

Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников.

Экскурсия – это одно из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации.

Публикация «Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников» размещена в разделах

Особое признание в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они направлены на передачу педагогом воспитанникам знаний, умений и навыков. Как правило, это ведёт к обогащению духовной и физической культуры ребёнка, содействует формированию у него самостоятельности, способности к коллективным занятиям, а также любознательности. В рамках дошкольного образования экологическое образование позволит реализовать многие педагогические принципы, недоступные в ходе традиционного типа взаимосвязи педагога и дошкольников. Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. Кроме того, при ориентации дошкольного учреждения на принципы экологического образования, именно экскурсия может помочь педагогу реализовать в своей методической деятельности принцип практичности

Далеко не всё может быть понятным для ребят, при общении с природой самостоятельно, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, создать реалистические представления, знания о её явлениях и объектах, сформировать умение наблюдать за прелестью родной природы, любить, осторожно и бережно относиться к ней - основные и очень значимые задачи дошкольного учреждения.

Общая практическая работа в процессе экскурсий объединяет детей, что отлично сказывается на становлении командных взаимоотношений. Равно как и на других уроках, на экскурсии функционируют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует её участников. В ходе экскурсий определяется задача становления основ безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Экскурсии хорошо влияют на физическое воспитание дошкольников, способствуют развитию двигательной активности, увеличению работоспособности.

Активный процесс познания детьми окружающего мира и, в связи с этим, роль экологических экскурсий можно представить следующим образом:

-дошкольники могут рассматривать растения, наблюдать за поведением животных;

-экскурсия формирует у детей основные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе;

-экскурсии в парк, в лес, в поле, на берег реки дают возможность собирать разнообразный материал для дальнейших исследований, наблюдений и работы в команде, в уголке природы;

-экскурсии развивают заинтересованность, внимательность к природе, содействует возникновению эстетических чувств, помогают развивать и воспитывать у детей любовь и внимательное отношение к родным местам.

По содержанию экскурсии можно разделить на несколько типов:

- природоведческая экскурсия, то есть знакомство с природой, накопление представлений об объектах живой природы;

- экологическая - изучение детьми различных связей в мире природы;

- экскурсии эстетического характера помогает научиться воспринимать живописность природы;

- экскурсии на сельскохозяйственные объекты, с целью знакомства с нелёгкой работой взрослых.

Проводят данные экскурсии в средней, старшей и подготовительной группах. Определяют цель экскурсии и содержание программы. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Педагог, намечая экскурсию, конкретно устанавливает тему и цель, рассматривает программное содержание, выделяет объект экскурсии, планирует путь. Определяя место экскурсии необходимо принимать во внимание физические возможности детей, время года, особенности дороги, погоду. Педагог намечает предварительно очередность наблюдений, исследований, содержание и объём тех знаний, которые должны приобрести ребята, устанавливает, где они самостоятельно, без помощи воспитателя могут вести наблюдения и отдыхать. Для того, чтобы экскурсия была интересной и увлекательной, педагог заблаговременно подбирает стихотворения, пословицы, загадки и игры.

При разработке экскурсии немаловажно устанавливать и решать совокупность задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

При планировании экскурсий необходимо :

1. Обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие объектов и явлений, чтобы формировать у детей любознательность.

2. Провести повторную экскурсию, с целью расширения, углубления, обобщения представлений детей об известном объекте.

3. Постепенно усложнять программный материал за счет расширения сферы наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях.

4. Образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в единстве, по той причине следует планировать объём знаний и умений.

Недостаток интереса к природе, окружающей среде в ходе экскурсии можно разрешить, подбирая подход индивидуально для каждого дошкольника. Как мы выделяли, важное место в ходе экскурсии играют мотивы и установки, создаваемые педагогом. Внешние факторы проявления различных форм интереса к природе заключаются в повышенном интересе ребёнка к видовому многообразию, или, по крайней мере, к признакам экосистемы. В детском саду он может проявлять интерес в виде вопросов, задаваемых педагогам, сверстникам. В этом случае педагогу следует выслушать ребенка и поощрить его любопытство. Воспитатель должен способствовать развитию любознательности дошкольников, причём, уделять этому особое внимание. Общеизвестно то, что без помощи воспитателя ребёнок не всегда может узреть красоту природы, и по этой причине, важно помочь ему разглядеть «выразительность» природы, настроить душу детей на её созерцание. Для этого педагог может применять выразительность художественного слова: прочесть фрагменты из стихотворений и прозы.

Последние десятилетия характеризуются значительным приростом объемов новой информации [9, с. 210]. С целью формирования наблюдательности, любознательности, заинтересованности к природе рекомендуется в содержание экскурсий добавлять такие знания и данные, которые активизируют прошлый опыт дошкольников, стимулирует их к соотнесению, сравнению. С данной целью детей знакомят с растениями, демонстрирующими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек. Всё данное способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому, полному и глубокому переживанию увиденного, помогает наблюдать и осознавать метафоричность языка, особенность ритма и насыщенность отражённых в слове впечатлений, эмоций.

Экскурсия актуализирует только роль педагога, следовательно, педагог должен на личном примере показать, в чём заключается основа экологического воспитания.

От воздействия природного мира во многом зависит формирование познавательной активности дошкольника, его интересы и его выбор занятия в будущем. В действительности формирование интереса к природе происходит ещё в младшем дошкольном возрасте под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте закрепляются отношения с друзьями, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на ребёнка. И педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка, выполняет роль направляющего.

Вывод. Таким образом, экскурсии в природу считаются результативным средством воспитания и обучения, так как в их процессе осуществляется гармоничное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формируется эстетическая культура. Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая милосердные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Шершенюк Е. Д.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:

Публикация Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шершенюк Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников
Опубликовано: 11 января 2022 в 17:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД