Лучший педагог года

Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Гадуш Ирина
Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы). Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии эколого -

патриотической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает

выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное

Публикация «Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах

отношение к окружающему, формируются основы эколого - патриотических

позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с

природой, а также в его поведении в природе и обществе. Именно благодаря

этому появляется возможность формирования эколого - патриотических

знаний у детей, норм и правил взаимодействия в обществе, природе,

воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых

экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному

отношениям в обществе, к природным явлениям и объектам, которые

окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом

используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения,

проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую и

патриотическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие

ситуации, эколого - патриотические занятия, в своей работе я использую

театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм

эколого - патриотического образования и воспитания детей.

Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды, отношениям в

обществе дети раскрывают посредством костюмированных театральных

постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на

охрану и бережное отношение к природе, восприятию окружающего мира и

любви к Родине.

Так как театрализованная игра является эффективным средством

социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной были

намечены задачи: (они представлены на экране)

-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе

самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к

природе и обществу и самих себя через общение с театральным искусством

и активную эстетическую деятельность;

-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую

художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;

-формировать интерес, способности к театральной деятельности,

развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость,

способность замечать выразительные средства художественного

произведения;

-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения

(жесты, мимика);

-активизировать словарь ребенка.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этих задач?

Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению,

помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии,

чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

Театрализованная деятельность сочетает все виды творчества:

песенное, танцевальное, речевое, изобразительное. В нее включаются все

виды детской деятельности : игровая, художественная, речевая,

познавательная, конструктивная. Она близка и понятна ребенку, глубоко

лежит в его природе. Ребенок старается воплотить в живые образы и

действия всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни. Эта

деятельность основана на интересах и предпочтениях ребенка, дает

возможность заниматься любыми видами деятельности – игровой,

изобразительной, трудовой и т. д. Театрализованная деятельность — важное

средство формирования у детей эмпатии, т. е. возможности различать

чувственное состояние человека согласно интонации, мимике, жестам,

умения ставить себя на место другого человека в различных ситуациях,

находить соответственные способы содействия.

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную

деятельность, это моя основная задача для формирования нравственно-

патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного

возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и

воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры,

которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе лежит

игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного

возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям видов

искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы,

связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием

воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности.

Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный,

краеведческий, культурологический, исторический и литературный

материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности,

историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные

результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские

души.

Работа по формированию патриотических чувств детей

дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится

следующим образом:

Младший дошкольный возраст :

Приобщаем малышей к устному народному творчеству через песенки,

потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о

самом себе, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные

представления, настольный театр. Активно приобщаем к этой работе

родителей (законных представителей).

Средний дошкольный возраст :

Работу по формированию нравственно-патриотических качеств в этой

возрастной группе строится нами на ознакомлении с историей и культурой

наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей.

Организация мини музеев, уголок русской избы, уголки ряженья, мастеровой

уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки,

заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей

младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными

музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты

явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Старший дошкольный возраст :

Не секрет, что представления старших дошкольников о культуре

родного народа, долгое время были отрывочны и поверхностны. Чтобы

восполнить эти пробелы и трансформировать полученные знания в зачатки

патриотизма (интереса к истории своего города, края, страны, к народным

промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими

поколениями) показываем и даем почувствовать красоту созданных веками

бытовых и культурных ценностей, помогаю полюбить своё, родное, близкое.

Читаем сказки, былины, совместно с музыкальным руководителем знакомим

с обширным музыкальным материалом, осваиваем фольклорные традиции,

развиваем интерес к театрализованным постановкам, играм на основе

фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в

игровые действия. Одна из форм работы – проведение совместных

праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, изготовления атрибутов.

Очень важный момент, на который стоит обратить внимание, это выбор

репертуара для театральной постановки. Какие же пьесы разыгрывать с

детьми? Конечно, лучше всего для детей подходят русские народные сказки.

В русской народной сказке заключается мудрое и ясное понимание жизни.

Она радует оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием

слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль

одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно

впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы

прожить будущую жизнь. Материал для постановок я подбираю с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Принимая во

внимание интерес детей к сказкам, доступность детского восприятия, а также

общеизвестное значение сказки для нравственного и патриотического

воспитания детей в своей работе я использую наиболее популярные из них.

Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям

такие морально- нравственные истины, как:

• добро побеждает зло («Золушка»)

• уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за

меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»).

• учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания

(«Царевна- лягушка»)

• помогают понять хитрость и обман («Лиса и Журавль»)

• высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»)

• вызывают интерес к жизни русских героев. («Илья Муромец»,

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»).

Хочется привести пример Экологической сказки «Цветик –

семицветик»

Главная мысль - обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы

делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на

помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).

Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие,

желание помочь другим людям, быть внимательными по отношению к

окружающим. Сказка "Цветик-семицветик" также помогла расширить знания

об окружающем мире. Дети не просто смотрели сказку, но и были

участниками действия. Помогли медведю очистить лес от мусора, птицам

избежать встречи с лисами. Экологическая сказка «Цветик-семицветик» учит

любить природу, рассказывает о характере некоторых животных и их

повадках, учит детей быть заботливыми и внимательными

Идут годы, но не стареют сказки А. С. Пушкина. Они живут, утверждая

добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем

раньше дети знакомятся с творчеством А. С. Пушкина, тем крепче будет их

связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта,

его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть

отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”,

“Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”, выбирая для себя

подходящие роли.

Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры,

природной красоте, поддерживая их интерес, мы развиваем личность

ребёнка, воспитываем патриотические чувства к многонациональной Родине

и любовь к природе. Огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка

оказывает и театральное искусство. Занятия театрализованной деятельности

развивают память детей, внимание, способствуют раскрытию творческих

способностей. Ведь театрализация тесно связана с музыкальной

деятельностью. У детей накапливается свой небольшой опыт восприятия

сказок, народных песен и в целом нашей культуры. Также большой

эмоциональный отклик у детей вызывают праздники и утренники через

воздействие на эмоциональную сферу детей и оставляя в их памяти глубокий

след. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и

события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с

раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Я с уверенностью могу сделать вывод, что воспитание эколого-

патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством

театральной деятельности имеет положительный и продуктивный характер.

Формула успеха в педагогической практике по средствам театрализации

заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым

делом.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Библиотека изображений:

Публикация Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гадуш Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эколого-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Опубликовано: 28 января 2024 в 16:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД