Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности

Юлия Чевычелова
Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности

С раннего возраста родители стараются привить своему чаду правила поведения, принятые в обществе: вежливые слова, правила поведения за столом, умение вести себя в общественных местах и т. д.

Важным звеном общепринятых норм является, конечно же, забота об окружающей среде: выбросил карапуз фантик в урну - услышал похвалу от родителей, помогает на даче поливать цветы - умиляются бабушки и дедушки, помощник растет, а рассказы Пришвина, Чарушина, Бианки поведают о красотах природы и о том, какая важная роль отводится человеку для сохранения бескрайних просторов.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности» размещена в разделах

Основной задачей экологического воспитания является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы [1]. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание.

Наблюдение для дошкольников – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения

одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях

пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». Очень заинтересовывают детей народные приметы. Детям объясняется, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Сколько радости, когда приметы будут подтверждать собственные наблюдения детей!

Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо и т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода).

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые можно придумать и сами. Например, «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, ёлочка). Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом. На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Можно предложить детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» необходимо отмечать черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени.

На занятиях «Дикие животные» - необходимо продолжать формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях.

Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, можно порекомендовать педагогам использовать динамические схемы (модели). На фланелеграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Важно привить детям способность, желание относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Увлекательнее проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего.

Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать, как можно больше о своей малой родине – вот задачи, стоящие перед педагогами

Безусловно, общение с природой нужно начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Детям предлагается лишь образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию экологического образования, экологической культуры и просвещения в образовательных учреждениях, формированию у воспитанников культуры природолюбия.

Список литературы:

1 «Большая российская энциклопедия» в 35 т. / гл. ред. Осипов.

Ю. С. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

2 Забавко Р. А. «Актуальные вопросы охраны окружающей природной

среды и природных ресурсов в России: отдельные итоги года экологии в

России» // Вопросы российского и международного права. — 2019 — Т. 9, № 1—2. — С. 309—316.

Публикации по теме:

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личностиУтренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности Утренняя зарядка необходима человеку в любом возрасте, но особенно она важна детям. Утренняя гимнастика в детском саду регламентирована.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Библиотека изображений:

Публикация Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Чевычелова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников как способ становления всесторонне развитой личности
Опубликовано: 18 июня 2023 в 20:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД