Папки-передвижки

Экологические опыты

Екатерина Курдюкова
Экологические опыты

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.

Публикация «Экологические опыты» размещена в разделах

Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха

(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт «Какое значение имеет размер семян?»

Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта : Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта : Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращается в воду.

Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? ( Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта : Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).

Опыт «Замерзание воды»

Цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта : Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта : В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта : Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»

Цель: закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

Опыт «Вода и снег.»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Опыт «Согреть дыханием узоры»

Если узоры согреть дыханием, что с ними будет?

Вывод: изморозь под воздействием тепла тает.

Опыт «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Ход опыта. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть их неглубоко в снег (зарыть глубоко в снег). понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло; чем больше снега, тем теплее растению.

Опыт «снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.

Опыт «Лед – твердая вода»

Цель: познакомить со свойствами воды.

Материал: сосульки (кубики льда, снежинки, тарелочки на каждого ребенка.

Ход опыта. Принести сосульки (кубики льда, снежинки) в помещение, поместив каждую в отдельную посуду.

Как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда? Что с ними происходит? Взять одну большую сосульку и несколько маленьких. Какая из них растает быстрее? Отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег-это тоже вода.

Опыт «Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства»

Ход опыта. Педагог предлагает потрогать воду в луже. Какая она? (холодная, потому что дождь холодный, земля не прогрелась.) еще не все растения «проснулись» после зимнего сна, как только солнышко лучше прогреет землю, условия для роста станут более комфортными и растения начнут расти.

Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

Ход опыта. Воспитатель вместе с детьми опускает в ручейки или лужи предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и т. д.) наблюдают, какие тонут, а какие остаются на плаву.

Опыт «Кто как двигается».

Ход опыта. Педагог предлагает поймать майского жука и большого муравья, насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать подвигаться по песку. Наблюдение за способом передвижения, сравнение следов, оставляемых на песке жуком и муравьем.

Опыт «Передача «солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: зеркала.

Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик» поставить еще одно зеркало? (он отразится еще один раз).

Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?»

Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.

Ход опыта. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами не тронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.

Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

Опыт «Что быстрее?»

Цель: формировать представление об атмосферном давлении.

Материал : два листа писчей бумаги.

Ход опыта. Воспитатель предлагает подумать, что будет если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой – вертикально (показывает, как держать их в руках). Какой быстрее упадет? Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (воздух давит на него снизу). Второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).

Вывод : вокруг нас воздух, и он давит на все предметы – это атмосферное давление.

Опыт «Песок – природный фильтрат»

Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки.

Ход опыта. В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленней, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.

Вывод? Песок – природный фильтр, он очищает воду.

Опыт «Почему не тонут корабли?»

Цель: формировать представление, почему не тонут корабли.

Материал : металлические предметы. Жестяная банка. Таз с водой.

Ход опыта. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами: банка останется на плаву.

Опыт «Что быстрее?»

Ход опыта. Педагог демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист- медленно планируя?

Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного полетать.

Опыт «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цели: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения, развивать познавательную активность.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.

Ход опыта. рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.

Вывод :при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того какая используется линза.

Опыт «Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход опыта : взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

Опыт «Водопроницаемость песка и глины»

Цели: познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.

Ход опыта. Аккуратно налить воду в стаканчик с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым) Куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) попробовать воткнуть палочку в песок. В какой песок она легче входит : в мокрый или сухой? Затем налить воду в стакан с глиной. Как впитывается вода: быстро или медленно (медленнее, чем в песок.) часть воды остается наверху, на глине. Воткнуть палочку в стакан с водой. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: песок быстрее пропускает воду, чем глина.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло – коричневая, полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода движется по растению.

Ход опыта. Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрашен. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Экологические знаки»Дидактическое пособие «Экологические знаки» Дидактическое пособие"Экологические знаки" для занятия"Путешествие в лес" по экологии Цель:Формирование у детей ответственного отношения.

Картотека песен «Экологические и переделки про экологию» Картотека песен: переделки про экологию, и экологические. 1.«О воде» - песня на мотив песни «Топ, топ, топает малыш» (Автор текста: Маграчёв.

Экологические игры для детей осеньюЭкологические игры для детей осенью Игры можно использовать во время прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а также при организации осенних развлечений.

Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные»Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные» Становление первоначальных основ экологической культуры происходит в дошкольном детстве. Важным аспектом является формирование у детей понимания.

Экологические макетыЭкологические макеты Представляю вашему вниманию экологические макеты. Идея их создания появилась у меня давно. Тогда,когда в своей работе,я задумалась о том,как.

Экологические макетыЭкологические макеты В своей работе с детьми я использую экологические макеты, которые мы изготовили своими руками совместно с воспитанниками. Макеты используются,.

Экологические макеты «На полянке», «Зеленое болото»Экологические макеты «На полянке», «Зеленое болото» В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе большое внимание. К сожалению, не избежал этого и наш Байкал.

Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть)Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть) «Детей надо постоянно удивлять, Ибо без этого нет запоминания И развития мысли». Сегодня уже всем известно, что наше самочувствие во многом.

Экологические страницы (из опыта работы, часть 2)Экологические страницы (из опыта работы, часть 2) В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась,.

Экологические зарисовки (фотоотчет)Экологические зарисовки (фотоотчет) Экологические фотозарисовки. "Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно… Общение с нею непременно сделает вас лучше, чище,.

Библиотека изображений:

Публикация Экологические опыты (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Курдюкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологические опыты
Опубликовано: 25 марта 2021 в 10:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД