Папки-передвижки

Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия

Прохорова Ольга Владимировна
Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия

Рекомендации педагога-психолога

родителям детей 3-7 лет.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам использовать эффективный метод для развития Ваших детей в домашних условиях, целью которого является развитие познавательной активности и познавательных процессов малышей:

• речи детей;

• свойств внимания;

• зрительной и речевой памяти;

• элементарных математических представлений;

• произвольности действий;

• моторных навыков рук;

• творческого мышления.

Публикация «Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия» размещена в разделах

Задачи:

Предложить ребенку послушать внимательно сказку, которую Вы ему с любовью прочитаете. При помощи фигурок - заместителей персонажей этой сказки, помогите ребенку воспроизвести все, что он запомнил, выкладывая фигурки на столе в ряд, один за другим, по мере появления этих персонажей в сюжете сказки.

Необходимо помнить!:

Чем младше ребенок, тем меньше персонажей должна содержать сказка, а сюжет её должен быть прост и ориентирован на запоминание повторяющихся действий («посадил», «позвал (а)», «тянут-потянут», «бил-бил - не разбил», «пропел свою песенку и побежал дальше» и т. д.). Так, для детей 3-4лет достаточно вспомнить русские народные сказки, рассказы для детей Л. Н. Толстого и др. :

«Курочка ряба», «Маша и три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Петушок золотой гребешок» и др.

Детям 5-7 лет можно предложить произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова, В. П. Катаева и других авторов, которые есть в вашей домашней библиотеке, ориентируясь на актуальный уровень развития вашего ребенка: «Айболит», «Телефон», «Цветик-семицветик», «Волшебное слово», «Фантазёры» и др.

Для достижения поставленных целей воспользуемся

методом наглядного моделирования:

После прочтения сказки необходимо обсудить с ребенком и договориться с ним, чтобы всех персонажей сказки представить в виде каких-либо разноцветных геометрических фигурок (пластиковых палочек, крышек, пуговиц, камушков и других подручных Вам предметов-заместителей).

Раскладывая фигурки на столе в ряд, ребенок с Вашими наводящими вопросами, а затем и самостоятельно, сможет воспроизвести сюжет сказки, поочередно фиксируя внимание на каждом предмете-заместителе в ряду (слева направо).

Рассмотрим пример использования вышеуказанного метода для воспроизведения сказки «ТЕРЕМОК».

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь!

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок, все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Вам понадобятся дополнительные материалы:

1. Цветной картон

2. Ножницы

3. Набор чисел (деревянные, пластиковые, магнитные или картонные таблички чисел).

/Могут пригодиться: белая бумага, цветные карандаши, пластилин/.

Персонажей сказки «Теремок» представим в виде разноцветных кружочков, диаметр которых варьируется в зависимости от величины персонажа

Мышка-норушка - круг из серого картона (диаметр d = 3 см.)

Лягушка-квакушка - зелёный круг (d = 3.5 см.)

Зайчик -побегайчик - белый круг (d = 4 см.)

Лисичка-сестричка - оранжевый круг (d = 5 cм.)

Волчок - серый бочок - черный круг (d = 5,5 см.)

Медведь - косолапый - коричневый круг d = 10см.)

Теремок - плоский картонный домик (пятиугольник: ширина - 11см, высота - 15см) любого другого цвета (голубой, например).

Инструкция для ребенка:

Сейчас мы прочитали с тобой сказку «Теремок». Перед тобой лежат кружочки разного цвета и размера.

- Вспомни, кто первый увидел в поле Теремок и стал в нем жить?

(Правильно, Мышка-норушка.).

- Какой из этих кружочков мог бы нам заменить Мышку? Почему ты выбрал именно этот кружочек? (Внимательно выслушать ребенка, обсудить с ним главные отличительные признаки Мышонка (размер, цвет).

- Кто был вторым жителем Теремка?

- Какой из этих кружочков мог бы нам заменить Лягушку-квакушку?

(И так далее, соотнести все кружочки каждому из перечисленных персонажей сказки.)

- А теперь я буду снова рассказывать тебе сказку, а ты, как услышишь знакомое название персонажа, сразу бери соответствующий кружок и укладывай его в домик – на эту пятиугольную фигурку…

- Как ты думаешь, почему Медведь не поместился в Теремок?

- Что произошло, когда Медведь забрался на крышу дома? Почему Теремок сломался?

- Что должен был знать медведь, чтобы этого не произошло?

- Как бы ты ему об этом сказал (а? Попробуй объяснить вежливо Медведю, чтобы он тебя понял и помог построить новый Теремок.

- Какого размера должен быть Теремок, чтобы в него поместились все персонажи сказки?

(Предложить ребенку несколько прямоугольных листов бумаги разного размера.)

- Выбери из этих домиков тот, в который поместятся все шесть наших кружочков. А теперь проверь, правильно ли ты выбрал.

Чередуйте беседы с ребенком с двигательной активностью.

Предложите ему побывать в роли каждого из перечисленных персонажей, используя мимику и жесты, наделяя их соответствующими эмоциональными и двигательными характеристиками. Играйте вместе с ним, исполняя роли жителей теремка.

Попробуйте изменить сказку, предложив ребенку представить, что кто-то из друзей вдруг стал вредничать или жадничать или лениться и отказывался помогать друг другу. Чем может обернуться такое поведение? Только ли Медведь (внешняя грубая сила) может стать причиной раздора и поломок в доме?

После дневного сна ребенка или на следующий день можно вернуться к проигрыванию этой сказки при помощи кружочков-заместителей и предложить

Детям 5-7 лет:

- Посчитай все кружочки. Сколько всего персонажей в этой сказке?

- Разложи кружочки в ряд, кто за кем прибежал в Теремок, слева направо.

- Под каждым кружочком в ряду положи его порядковый номер (цыфру).

- Назови правильно: «первая - Мышка-норушка, вторая – Лягушка-квакушка» и т. д.

- А теперь оставь на столе только одно число (остальные – можно положить не тарелочку, то которое отвечает на вопрос: «Сколько всего персонажей в этой сказке?». Правильно, шесть - 6.

- Сколько из них поместилось в Теремок? (пять - 5).

- Сколько не поместилось? (один- 1).

- Что больше, 5 или 1? (Привести пример того, что пять маленьких предметов (маленькие куколки, машинки или мячики-прыгунки) могут поместиться в коробочку, а один большой предмет (большая кукла, машина или мяч-фитбол) в эту коробочку не поместятся). Почему? Тем самым, давая понять ребенку, что количество предметов может быть одинаковым, а место, которое они занимают в пространстве, зависит от их размера и формы.

- Предложите ребенку, глядя на последовательность кружочков, вспомнить и рассказать сказку самостоятельно.

Детям 3-4 лет:

Предложите вспомнить последовательность появления персонажей в сказке и выложить кружочки на столе в ряд.

При помощи наводящих вопросов ребенку, совместно с ним рассказать сказку.

Необходимо, чтобы ребенок понимал, что начало ряда – слева, конец ряда – справа, и, рассказывая сказку, перебирал кружочки движением руки слева направо.

В следующий раз предложите ребенку сделать предметы-заместители своими руками:

• Скатать пластилиновые шарики соответствующего цвета и размера.

• Нарисовать на белой бумаге кружочки или другие фигурки, соблюдая размерность персонажей и цвет по договоренности, и раскрасить их карандашами или красками; вырезать.

Радуйтесь каждой минуте, проведенной в обществе своего ребенка, поощряйте вариативность его выборов, творческие способности изменить сказку, способность импровизировать.

Не допускайте оценочного суждения: «хорошо» или «плохо». Исключите формальность слов и реакций.

Научите себя искренне удивляться тому, что предлагает ваш ребенок, развивая сюжет сказки, радоваться вместе с ним его успехам, победам в преодолении чувства неуверенности и страха новизны.

Подарите ребенку веру в свои силы и радость познания окружающего мира!

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Стихи для детей старшего дошкольного возраста к всемирному Дню домашних питомцевСтихи для детей старшего дошкольного возраста к всемирному Дню домашних питомцев Стихи для детей старшего дошкольного возраста. К всемирному Дню домашних питомцев 1. У всех на свете есть друзья, Мохнатые друзья.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:

Публикация Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Прохорова Ольга Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эффективные способы развития детей дошкольного возраста в домашних условиях в контексте детско-родительского взаимодействия
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 00:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД