Папки-передвижки

Эффективное взаимодействие с родителями «Мы вместе»

Елизавета Журавлева
Эффективное взаимодействие с родителями «Мы вместе»

Пояснительная записка

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан ФГОС ДОУ, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Публикация «Эффективное взаимодействие с родителями „Мы вместе“» размещена в разделах

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Актуальность

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

В течение всех лет работы воспитателями, считаем работу с семьей необходимой. Без тесного сотрудничества ДОУ с семьей невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка.

Эффективность деятельности педагогов заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей, а в том, чтобы получить положительный результат, продукт этой совместной работы. Поэтому необходимо из года в год совершенствовать свои подходы, направления работы, формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Направления работы

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития мы работаем в следующих направлениях:

1. Информационно аналитическое направление

2. Наглядно информационное направление

3. Интеграция пяти образовательных областей

4. Досуговое направление

Работу с родителями мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

• "Круглый стол" по любой теме;

• тематические выставки;

• анкетирование, опрос на любые темы;

• консультации специалистов;

• семейные спортивные встречи;

• телефон доверия;

• открытые занятия для просмотра родителей;

• конкурс семейных талантов;

• сайт ДОУ.

Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы :

• Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

• Это учет индивидуальности ребенка;

• Это укрепление внутрисемейных связей;

• Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

• Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников в нашей группе даёт положительные результаты.

Всей своей работой мы показываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе, важно не потому, что этого хотят воспитатели, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.

Информационно аналитическое направление

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению мы проводим:

• анкетирование

• опрос на заданную тему.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения используются нами при планировании организационно педагогической работы с родителями, а также для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.

Наглядно информационное направление

даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

• Различные демосистемы, в которых размещена информация разнообразного характера. Также на стендах размещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

• Нормативные документы.

• Объявления, приглашения к сотрудничеству.

• Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).

• Папки-передвижки.

• Фотовыставки.

• Обратная связь «Давайте пообщаемся».

• Уголок добрых дел.

Эти формы работы являются традиционными, но они необходимы для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

Интеграция пяти образовательных областей.

Данное направление нацелено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей, знакомство родителей с образовательным процессом в группе.

Это направление включает:

• Общие, групповые собрания;

• Консультации и индивидуальные беседы;

• Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали;

Совместное литературное творчество;

• Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

Совместные экскурсии;

• Открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;

• Образовательные проекты. Мы активно используем в своей работе проектный метод. Он привлекателен тем, что позволяет сразу спланировать деятельность педагогов, детей и родителей в каком-либо направлении, видно, какую предварительную работу необходимо провести, как будет строиться образовательная деятельность, в какой форме будет итог проекта (вовлеченность родителей в совместную деятельность в среднем 89%);

Совместное создание предметно развивающей среды;

• Телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей);

• Участие семей в конкурсах различного характера.

Досуговое направление

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя растет.

По данному направлению можно организовать:

• праздники, которые можно закончить чаепитием;

• развлечения;

• знакомство с профессиями родителей;

• празднование дней рождения;

• спортивные мероприятия;

• семейные спортивные команды;

• интерактивные игры.

Выводы:

Таким образом, наша работа в группе строится так, чтобы родители не оставались созерцателями, а являлись активными участниками педагогического и воспитательного процесса.

Много различных форм работы с родителями опробировано, как традиционных, так и новых. Сейчас можно смело сказать, что во взаимодействии педагогов с семьей налицо положительная динамика. Привлечение родителей к жизни группы, детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Создан положительный эмоциональный микроклимат в группе, обогатился опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов, сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье участников образовательно процесса.

Педагоги стали более инициативны, смелее, они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник, исчезает формальное общение.

Родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. В нашей группе вовлеченность родителей в образовательный процесс и совместную деятельность составляет в среднем 89%.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. У детей формируется чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, положительные самоощущения, уверенность в своих возможностях, в том, что они хорошие, что их любят. Дети задают больше вопросов в различных областях, проявляют инициативу там, где видят интерес и активность своих родителей. Ребята чувствуют себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видят тесное общение педагогов с их родителями. Налицо эмоциональный подъем, желание быть в центре всех игр, занятий, мероприятий.

И как результат - продуктивное творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей; положительное отношение родителей к ДОУ, высокая оценка его деятельности (многочисленные отзывы в адрес педагогов).

Публикации по теме:

Взаимодействие с родителями «Осенний отдых с пользой»Взаимодействие с родителями «Осенний отдых с пользой» Осень – пора непредсказуемая. Ясные дни сменяются пасмурными, солнечные – дождливыми. А в нашем регионе осень в этом году вступила в свои.

«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе Что любят делать дети больше всего? Конечно играть! А что может быть интереснее и веселее, чем играть со своими родителями, братьями и.

Фигурные эко-кормушки для птах «Взаимодействие с родителями»Фигурные эко-кормушки для птах «Взаимодействие с родителями» Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. «Ребята, вы когда-нибудь задумывались, почему.

План работы с родителями и взаимодействие с социумом .План работы с родителями и взаимодействие с социумом. Образ-ые области Мероприятия Продукт Сентябрь 1,2 1. Оформление стенда «Для Вас родители».

Развивающая доска «Бизиборд». Взаимодействие с родителями.Развивающая доска «Бизиборд». Взаимодействие с родителями. В нашей дошкольной образовательной организации (среди младших групп) объявлен конкурс «Путешествие в страну Сенсорику» (изготовление игр.

Строительство горки. Взаимодействие с родителямиСтроительство горки. Взаимодействие с родителями Кататься с горок зимой – это древняя традиция на Руси. В давних временах такое развлечение имело особенный смысл. Люди считали, что катание.

Взаимодействие с родителями (из опыта работы)Взаимодействие с родителями (из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО социальная среда ДОУ должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности сада. Стоит.

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанниковВзаимодействие ДОУ с родителями воспитанников Наш Рязанский детский сад с каждым годом все больше удивляет и радует всех его посетителей, а также работников своими грандиозными преображениями.

Взаимодействие с родителями по пластилинографии. ФотоотчетВзаимодействие с родителями по пластилинографии. Фотоотчет В начале учебного года познакомила родителей средней группы «Цагда» с темой и целью кружка "Пчелка". Активно использовались такие формы.

Взаимодействие с родителями «Снежная горка»Взаимодействие с родителями «Снежная горка» Для большинства детей зима – это волшебное время года, которое воплощает в себе атмосферу новогодней сказки. Вот и мы постарались сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное взаимодействие с родителями «Мы вместе»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 18:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное взаимодействие с родителями «Мы вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Журавлева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД