Лучший педагог года

Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Лариса Максимова
Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 – 7 лет. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений.

• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным правилам поведения

У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут емув успешной социализации и адаптации к школьному обучению.

Можно с уверенностью сказать, что ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры, поскольку несформированная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств. Прежде всего, дефекты речи приводят к нарушению в развитии высших психических функций, опосредованных речью:

-вербальной памяти

- смыслового запоминания

- слухового внимания

-словесно – логического мышления

Несформированность данных функций ведёт к значительному снижению умственной работоспособности и задержке в развитии познавательной деятельности, и как следствие, затрудняет переход ребёнка от игровой деятельности к учебной (не сформирована готовность к школьному обучению).

Ежегодное обследование детей показывает, что из 100 % детей 80% - дети с речевыми нарушениями и всего 20 % - дети у которых речевое развитие соответствует возрастной норме.

Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность, которой зависит отэффективного взаимодействия всех участников коррекционно – образовательного процесса. В нашем детском саду это учитель – логопед, воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители

Схема взаимодействия

И сегодня нам хотелось бы рассказать о взаимодействии специалистов в нашем ДОУ по речевому развитию детей.

Цель взаимодействия :

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению

Задачи взаимодействия

• Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ

• Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем

• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий

• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов

Формы взаимодействия специалистов :

- ПМПк (консилиум)

- тематические педагогические советы

- мини – педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы

- семинары – практикумы

- тренинги

- посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ

- индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке. И так,

Специалистами ДОУ был разработан алгоритм взаимодействия по следующим направлениям:

- диагностико – проектироврчному

- коррекционно – воспитательному

- оценочно – аналитическому

Алгоритм взаимодействия специалистов :

- диагностико – проектировочноенаправление,в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии и все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка. В перспективе, выстраивание всей системы коррекционно – воспитательной работы. Позволяет родителям и педагогам следить за ходом развития ребёнка и осуществлять индивидуальный подход. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает выделение общих и частных задач изучения и оценкиуровня развития ребёнка (таблица, составление индивидуальных образовательных программ, разработка комплексно – тематического планирования.

- коррекционно – воспитательное направление, в рамках которого происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает реализациюкомплексного тематического планирования, состоящего из следующих структурных компонентов:

«Непосредственно – образовательная деятельность»

«Взаимодействие воспитателя с детьми»

«Самостоятельная деятельность детей»

«Взаимодействие родителей с детьми»

В разделе «Непосредственно – образовательная деятельность» отражены коррекционно – речевые задачи, которые решает каждый специалист в рамках той или иной лексической темы, содержание коррекционно – образовательной деятельности, формы её организации, интеграция с образовательными областями. В данном случае данная структура взаимодействия позволяет решать ряд речевых задач :

На занятиях познавательного цикла:

- активизация и обогащение словаря

- отработка правильных грамматических конструкций

- воспитание навыков связной речи

- совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия

-закрепление правильного произношения звуков речи

- овладение разными речевыми моделями, простыми и сложными (ответы одним словом, словосочетанием, сложными предложениями)

занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения, так как совместное выполнение к –л поделки провоцируют оживлённые диалоги дошкольников. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой. Нужно осознать педагогическую значимость сложившейся ситуации и стараться не запрещать общение детей друг с другом. В данном случае целесообразнее будет поддерживать, и поощрять речевую активность детей, направляя её в нужное русло, используя её для решения речевых задач.

Иногда традиционные. Прямые пути педагогической работы, направленные на развитие речи дошкольников (рассказывание, чтение, объяснение содержания картинок, беседы) недостаточны. И большое значение имеют косвенные, опосредованные пути, которые своим содержанием создают у ребёнка потребность в речи. Это то, что является для ребёнка эмоционально значимым и побуждает его к речи. Они отражены в разделах: «Взаимодействие воспитателя с детьми», где прописаны формы и средства взаимодействия в рамках конкретной лексической темы

Раздел «Самостоятельная деятельность детей» раскрывает условия, созданные воспитателем, побуждающие ребёнка к речевой деятельности со сверстниками, в рамках конкретной лексической темы. В рамках данных разделов могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с детьми :

- специальные дидактические и развивающие игры

- занимательные упражнения

- беседы

- совместные практические действия

- наблюдения

- экскурсии

- методически продуманные поручения и трудовые задания

В плане коррекции речевой деятельности эти два раздела обладают большим потенциалом по отношению к первому, так как самостоятельная деятельность детей или под руководством взрослого является преобладающей. (В сравнении с непосредственно –образовательной деятельностью, где время четко регламентировано).

Воспитатели группы и логопед продумывают, какие из задач могут быть решены в ходе данных разделов.

«Взаимодействие родителей с детьми»

Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем – логопедом и регулируется педагогами в форме рекомендаций по изучаемым лексическим темам:

- речевые игры и упражнения

- загадки

- составление описательных рассказов

- беседа

- игра с картинками по лексической теме

Взаимодействие всех структурных компонентов служит фундаментальным средством стимуляции ребёнка к речевой деятельности, и обогащения её средств и форм.

Оценочно – аналитическое направление предполагает оценку результатов коррекционно – речевой работы с каждым ребёнком и группой детей, а так же определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Взаимодействие специалистов в данномнаправлениипредусматривает проведение итоговой психолого – педагогической и логопедической диагностики и сравнение достижений, в общем и речевом развитии ребёнка с данными первичного обследования. И, следовательно, оценку качества коррекционно – педагогической работы всех специалистов ДОУ.

Подводя итог всего выше сказанного, хотелось бы уделить отдельное внимание проблеме повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в плане коррекционно – речевого развития детей. Это предполагает освоение ими следующих особенностей коррекционно- образовательной работы:

- Основные закономерности развития речи ребёнка от 0 до 7 лет

- Обобщённая характеристика речи детей группы компенсирующей направленности

- Особенности психо – речевого развития детей группы компенсирующей направленности

- Основные типы и свойства темперамента детей

- Основные задачи коррекционно - образовательной работы

- Задачи коррекционной работы с детьми каждого специалиста

- Целевые ориентиры

- Предполагаемые предметные результаты

- Формы и средства организации образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности

- Последовательность изучения лексических тем

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-конспект НОД «Игрушки» по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема «Игрушки» Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) («Речевое развитие») - Дать представление из чего сделаны игрушки. - Упражнять.

Конспект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Весне» Программное содержание: - Систематизировать и закрепить знания детей о весне, весенних явлениях природы. - Формировать реалистическое представление.

Комплексное взаимодействие специалистов, воспитателей и семьи в профилактике и коррекции плоскостопия у детей с Нода КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО.

Конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Очень дружная семья» Конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Очень дружная семья» Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект по речевому развитию на тему: «Знакомство с буквами У, у» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,.

НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста 4–5 лет «Подарок для гнома» Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Вы хотите, чтобы ваши дети были способными.

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов» Вид проекта: ролево - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по речевому развитию 3-4 года Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2017 в 22:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД