Папки-передвижки

Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством интерактивных форм сотрудничества

Светлана Буравлева
Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством интерактивных форм сотрудничества

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Публикация «Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством интерактивных форм сотрудничества» размещена в разделах

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы является первым стратегическим документом в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечивает координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес и педагогическим сообществом.

Среди условий, способствующих эффективности экономического воспитания и образования дошкольников, главным является взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Формированию мотивации родителей к сотрудничеству с педагогами во многом способствует включение родителей в различные формы сотрудничества.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются различные интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

«Интерактивный» - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные формы с родителями ориентированы на сотрудничество через участие и взаимодействие в процессе диалога.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

• обмен опытом;

• выработка общего мнения;

формирование умений, навыков;

• создание условий для диалога;

• групповое сплочение;

• изменение психологической атмосферы.

Уважаемые коллеги! сегодня мы представляем вам наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями по экономическому воспитанию дошкольников, реализуемые в группе старшего возраста в нашем ДОУ.

В рамках семейного воспитания по экономике родителям было предложено совместно с детьми составить и презентовать проект на тему «Бюджет семьи». Родители представили проблему распределения бюджета семьи в соответствии с потребностями членов семьи. В форме фотоотчета представили, как и на что распределялся семейный бюджет (квартплата, продукты питания, одежда, лекарства.).

В рамках тематической акции «Оформим Центр экономики в группе» изготовили лепбуки «Финансовая грамотность», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Какие бывают деньги», «Мы копим», «Семейные профессии».

Повышению информационной компетенции родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников способствует технология «Гость группы».

Цель данной технологии – создание условий для ознакомления воспитанников ДОО с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, вовлечение родителей и социальных партнеров в образовательную деятельность по формированию основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- расширение представлений детей о профессиях взрослых, формирование уважительного отношения к труду, людям разных профессий, привитие детям определенных культурных ценностей;

- ознакомление воспитанников с трудовой деятельностью родителей детского сада;

- повышение компетентности родителей в развитии и воспитании детей.

Технология «Гость группы» используется не реже 1 раза в месяц в с приглашением «гостя» (родителя воспитанников, социального партнера или представителя какой-либо организации. Например, «Сбербанка» для ознакомления детей с профессией экономического характера («бухгалтер», «экономист», «кассир) и другие.

Этапы взаимодействия в формате реализации технологии

«Гость группы»

1. Предварительный этап

С детьми:

Беседы о профессиях, которые потом более подробно представит «Гость группы».

Совместное определение круга вопросов о профессиях (что хочу узнать или увидеть).

С родителями и социальными партнерами:

Анкетирование с целью выявление активных участников в формате «Гость группы»;

Консультирование взрослых об особенностях организации мастер-класса в ДОО;

Составление плана вопросов для взрослых, на которые необходимо ответить в ходе мероприятия с детьми.

2. Основной этап

Структура технологии

Цель прихода родителя к детям : ознакомление детей с определенной профессией.

Задачи «гостя группы» :

1. Рассказать о своей профессиональной деятельности, её особенностях.

2. Показать или проиллюстрировать оборудование, инструменты, которые

используют люди данной профессии (можно использовать видеоролики).

3. Рассказать о значимости данной профессии.

Взаимодействие героя с детьми :

компонентами взаимодействия являются : беседа, решение проблемной ситуации, игровое упражнение, рефлексия.

Еще одна технология эффективного взаимодействия с родителями, это Постер- технология. Постер – это своего рода объявление, плакат, афиша. Также под постером подразумевают художественно оформленный плакат, который используется для рекламных или декоративных целей.

Постерная технология - форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Составляющими компонентами постер-технологии стали:

1. Введение в тему постера.

2. Игра или проверочное задание.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Поиск путей решения.

5. Изготовление постера.

6. Рефлексия

Мы предлагаем вам пример изготовления постера «Домик- экономик».

Цель: расширить представления родителей о современных эффективных формах развития экономических представлений детей и навыков бережливости

Задачи:

• Раскрыть преимущества постер-технологии для формирования экономических представлений и основ финансовой грамотности дошкольников.

Закрепить основные требования к изготовлению постеров: структура, алгоритм изготовления.

• Продолжать формировать практические навыки оформления, изготовления постера.

Аудитория: родители воспитанников группы

Регламент: 30 минут.

Оборудование: представлено на слайде (ватман формата А1, наборы маркеров или фломастеров, заготовки тезисов для постера на тему «Домик- экономик», иллюстрации с изображением правил бережливости, предметов и вещей, к которым нужно относиться бережно, схема сортировки мусора, стихотворения о бережливости, карточка с понятием «бережливость», магнитная доска, маркеры 2 цветов, клей, степлер, «Шкатулка эмоций»).

Ход:

Встреча начинается с приветствия участников. Организации рабочего пространства (Родители рассаживаются группами по несколько человек за столы) и психологической разминки- игры «Шкатулка эмоций».

Первым компонентом используемой технологии является Введение в тему постера.

Здесь мы обращаем внимание на тот факт, что одной из важнейших сторон в воспитании детей является воспитание бережливости. С ранних лет ребенку покупают все, что бы он ни попросил. Особенно это касается игрушек. Игрушек покупается так много, что в какой-то момент они уже становятся неинтересны ребенку, их убирают в коробки. А те, что поломались, выбрасывают. Это касается не только игрушек, но и книг, вещей. Ценить свои вещи, игрушки нужно приучать ребенка с раннего возраста. Ребенок должен понимать, что все вещи, что нас окружают, созданы руками человека. Бережному отношению нужно приучать детей и к расходованию водных и энергоресурсов, бережному отношению к природе. И только тогда он станет ответственным, организованным.

Далее – следующий компонент- проигрывание различных игр и заданий экономической направленности. В нашем случае, мы предлагаем «Экономические загадки- добавлялки», которые представлены на слайде.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

Следующий этап работы- решение проблемных ситуаций, например:

А можно ли увлечь детей рассказами об экономии и бережливости в столь юном возрасте и как?

Раскройте понятия «бережливость» и «экономия», доступные старшим дошкольникам. (педагог предлагает написать маркером на доске слова).

- Как, по вашему мнению, необходимо знакомить детей с данными понятиями (организуется дискуссия на тему)

И таким, образом педагог подводит родителей к выводу о том, что традиционные формы и методы работы по обучению детей правилам бережливости недостаточно эффективны. Необходимо использовать такие формы как изготовления постеров, т. к. данные плакаты отличаются яркостью, лаконичностью, краткостью и т. п.

Родителям предлагается вспомнить основные требования к постерам.

После этого следует практический этап- Изготовление постера

Совместная работа по созданию творческого продукта – постера.

Родителям из заготовок предлагается создать постер на тему «Домик- экономик, (регламент – 20 минут)

Далее Презентация постера, обсуждение, анализ работы.

(Рефлексия). С целью рефлексии родителям предлагается ответить на ряд вопросов, представленных на слайде:

- поможет, ли постер в обучении детей правилам бережливого поведения?

- какие темы можно вынести на обсуждение в постере?

- где лучше разместить постер?

- предложите темы постеров, которые по вашему мнению, будут актуальны и эффективны для обучения детей правилам бережливости и экономии.

Таким образом, разно о бразие инте рактивных фо рм взаимодействия с родителями по зволяет воспитателям значительно повысить уровень сотрудничества с семьями, повысить экономическую культуру родителей. Эти усилия позволяют расширить понятия нравственного воспитания в экономике. Мы считаем, что объединение двух форм экономического воспитания : семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей - условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.

Как сказал известный учёный и педагог Ефим Аронович Аркин «Семья - это «реальная экономика», и в ней «. дети не учатся жить, а живут.».

Публикации по теме:

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на апрель АПРЕЛЬ 1. Беседа «Что такое сберегательный банк» Цель. Дать дошкольникам понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на декабрь ДЕКАБРЬ 1. «Дороже – дешевле» Цель. Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на февраль ФЕВРАЛЬ 1. Дидактическая игра «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на январь ЯНВАРЬ 1. Дидактическая игра «Собери вместе» Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на май МАЙ 1. Предприятия нашего города Цель. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках нашего города: местонахождении,.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на март Использование разнообразных форм работы позволяет сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на ноябрь Представленный перспективный план будет полезен для воспитателей при планировании на НОЯБРЬ 1. Чтение рассказа «Лесная экономия» (детский.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на октябрь Лет двадцать назад выписывала популярный детский журнал "Миша" для своих деток. В этом журнале в доступной форме для детей раскрываются.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на сентябрь В старшем дошкольном возрасте немаловажное значение уделяется экономическому воспитанию дошкольников. В процессе экономического воспитания,.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями по экономическому воспитанию старших дошкольников посредством интерактивных форм сотрудничества
Опубликовано: 29 мая 2023 в 22:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД