Получи документы

Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Олеся Баблуани
Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"

Современной образовательной средой для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности. Характер взаимодействия во многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками, педагогами и воспитанниками.

Одно из важных составляющих плодотворного взаимодействия педагога с детьми является сотрудничество с воспитанниками. В общении нужно придерживаться принципа:

Публикация «Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ» размещена в разделах

«Не рядом и не над, а вместе!»

Важные аспекты сотрудничества это:

- умение прислушиваться друг к другу;

- принимать совместные решения;

- доверять друг другу;

- ощущать свою ответственность за работу группы.

У каждого из нас есть свой индивидуальный стиль взаимодействия и руководства.

Американские ученые Р. Липпит и К. Уайт, в своей работе выделяют три стиля профессионального общения (воспитания) : демократический, авторитарный и либеральный.

Демократический стиль воспитания :

Педагоги, использующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, всегда стараются наладить эмоциональный контакт с ребенком, учитывают индивидуальные особенности каждого. Не подавляют строгостью и наказанием, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить ту или иную просьбу. Такие взрослые воспитывают организованность, дисциплинированность, не ущемляя в самостоятельности и не подавляя активность детей. Я считаю что такой стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка, у которого в процессе формируется чувство собственного достоинства.

Авторитарный стиль воспитания :

Педагоги с таким стилем добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения. Они избегают любых объяснений и злоупотребляют отрицательными оценками. Дети воспитываются в строгости и наказании. В результате мы можем получить ребёнка с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.

Ну а третий Либеральный тип воспитания, можно назвать ещё попустительским, т. к педагог почти не контролирует действия детей, все позволяет, не предъявляет порой даже элементарных требований. Исключение может, может составить угроза жизни ребенка или физической травмы.

Такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка.

При общении воспитателя с воспитанниками нельзя совершать такую ошибку как, вешать на ребенка, совершившего что то нехорошее, «клеймо», фразой типа «Миша – ты плохой мальчик». Такие фразы находятся под категорическим запретом, потому что могут стать первым шагом на пути к большим комплексам и ответной агрессии. Оценивать следует исключительно совершенные действия, но никак не личность воспитанника.

Для эффективного общения с воспитанниками условно существуют два способа конструктивного диалога: вербальный и не вербальный.

Вербальный, это Активное слушание, означает что, когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Использование педагогом способа активного слушания способствует:

- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.

Второй способ невербальный, это отражение. Он означает присоединение к ребенку используя позу, жесты, мимику. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:

- Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.

- Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.

Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.

- Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.

- Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.

- Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.

- Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

Педагог – профессионал должен выработать свой стиль, который будет предполагать взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Ведь две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.

Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.

В заключении хочу привести слова всемирно известного педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко:

- Не может быть хорошим воспитатель, который не

владеет мимикой, который не может придать своему

лицу необходимого выражения или сдержать свое

настроение.

- Воспитатель должен уметь организовывать, ходить,

шутить, быть веселым, сердитым.

- Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое

движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего

он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Если воспитатель не знает этого, кого он может

воспитывать?

Используемая литература:

Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : 1994. – 524с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 238.

Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. А. Куртышева. – СПб. : Питер, 2005. - (Практическая психология). – 251 с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос, 1995.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М. : ВЛАДОС, 1984.

Натанэон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.

Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2000.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : Учебно-практическое пособие. - М., 1997.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос, 1995.

Публикации по теме:

Презентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанникамиПрезентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанниками Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Хочу поделиться своим опытом работы по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. ДОКЛАД на педсовет.

Фотоотчет «День матери» с воспитанниками 4 классаФотоотчет «День матери» с воспитанниками 4 класса в т. о. «Журавлик» В ноябре 2018 года в творческом объединении "Журавлик" МБОУДО ЦВР "Подросток" прошло занятие под моим руководством, совместно.

Фотоотчет «Как мы провели День космонавтики с воспитанниками 4–5 лет»Фотоотчет «Как мы провели День космонавтики с воспитанниками 4–5 лет» Чтобы День Космонавтики прошел интересно и познавательно для воспитанников средней специальной группы мы начали продумывать его заранее.

Экскурсия к грачевнику с воспитанниками младшей группыЭкскурсия к грачевнику с воспитанниками младшей группы В один из весенних дней в рамках познавательно-исследовательской деятельности воспитанники младшей группы вместе с воспитателями совершили.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Вязаные насекомые и не только для игр с воспитанникамиВязаные насекомые и не только для игр с воспитанниками Вот такая необычная компания появилась у воспитанников специальной группы. В ней как видите, не только насекомые, но и улитка, лягушка,.

Взаимодействие педагога ДОО с семьей для создания развивающей среды в группе детского садаВзаимодействие педагога ДОО с семьей для создания развивающей среды в группе детского сада Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими.

Взаимодействие педагога и родителей во время самоизоляцииВзаимодействие педагога и родителей во время самоизоляции Мы сейчас находимся дома. Но это не означает, что мы не работаем. Каждый педагог так или иначе старается поддерживать связь со своей группой.

Занятие с воспитанниками СРЦН «Планета добра» Цель: формирование потребности совершать добрые дела. Задачи: обучающая: расширять представление ребят о добре и зле; развивающая: развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Олеся Баблуани на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 14:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД